Войти

X
Авторизация
Логин
Пароль
Напомнить пароль
Войти
Запомнить на 30 дней
Регистрация
Подтверждение регистрации
 
 
 
 
48
лет
в эфире!


Библиотека
игры


 Книги 
  • Ворошилов В.Я.
  • Лернер Л.В.
  • Русанова И.И.
  • Корин А. (сост.)


  •  Пресса 
  • о В.Ворошилове
  • о Н.Стеценко
  • о Б.Крюке
  • об игре
  • о знатоках
  • о телезрителях
  • список публикаций


  •  Вопросы-ответы 
  • Б.Крюк отвечает...
        - 2004 год
        - 2005 год
        - 2007 год
        - 2010 год
  • М.Поташев отвечает...
  • А.Друзь отвечает...
  • А.Козлов отвечает...
  • Б.Бурда отвечает...
  • Играю, чтобы не объяснять, почему не играю.
    Фёдор Двинятин
    12 апреля 2002 г.
  • Игра длиною в жизнь
    Виктор Сиднев
    20 августа 2004 г.
  • Интервью. "Эхо Москвы".
    Александр Друзь, Виктор Сиднев
    22 марта 2003 г.
  • Перед победой у нас у всех на работе одни неприятности
    Андрей Бычуткин
    28 декабря 2004 г.
  • Станица нашей Родины
    Андрей Бычуткин
    2004 год
  • Можно сказать, я 12 лет работал с Феллини
    Андрей Козлов
    29 октября 2005 г.
  • Интервью. "Эхо Москвы".
    Ровшан Аскеров
    13 марта 2004 г.
  • АЛЕКСАНДР БЯЛКО: "Мне нужна была не корочка, а практические знания"
    Александр Бялко
    4 июня 2007 г.
  • Я собираюсь отказаться от денег
    Алесь Мухин
    30 марта 2004 г.
  • Фрагменты из программы "Было время", телеканал "Ностальгия"
    Андрей Козлов
    23 сентября 2007 г.
  • "Осовевший" капитан Мухин
    Алесь Мухин
    3 апреля 2004 г.
  • Брейн-ринги культурных революций
    Андрей Козлов
    14 февраля 2010 г.
  • А.Каморин: Моя заслуга в том, что я первый прокукарекал.
    Андрей Каморин
    4 августа 2004 г.
  • Андрей Козлов: Я стал на 10 лет моложе
    Андрей Козлов
    16 февраля 2010 г.

    22 Марта 2003 [11:10-12:00],

    В гостях: Александр Друзь, Виктор Сиднев
    Ведущие: Ксения Ларина

    В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" А. ДРУЗЬ - знаток клуба "Что? Где? Когда?", В. Сиднев - знаток клуба "Что? Где? Когда?"

    К. ЛАРИНА - Открывается наша телевизионная радиопрограмма. До новостей мы откроемся, поговорим немножечко, после новостей продолжим, я надеюсь, что и ваши вопросы подоспеют, уважаемые слушатели. Напомню наш пейджер 961-22-22 для абонента "Эхо Москвы" и телефон прямого эфира 203-19-22. А в гостях у нас сегодня не просто какие-то звезды, а магистры. Поскольку речь идет о программе "Что? Где? Когда?" и у нас в студии Виктор Сиднев и Александр Друзь. Сколько существует эта передача, уже больше чем 25, я первый раз в жизни вижу живых знатоков.

    А. ДРУЗЬ - Хотите сказать, что в телевизоре мы вроде как мертвые.

    К. ЛАРИНА - Не настоящие. Традиционный вопрос для начала, поскольку программа много времени уже идет, вот что в ней изменилось, кроме того, что книжки поменяли на деньги. По вашим ощущениям.

    А. ДРУЗЬ - Какие такие деньги? Денег уже тоже не стало. Для знатоков во всяком случае. Для зрителей еще осталось, а знатоки уже на деньги не играют. На самом деле программа постоянно менялась на протяжении этих лет, ровно так же менялась, как менялась жизнь в нашей стране. То есть авторы и постоянный ведущий на протяжении 25-ти лет Владимир Ворошилов был и режиссером и очень четко отслеживал, чтобы программа шла в ногу с тем временем, которое у нас проходит на дворе. Когда в стране принимали продовольственную программу, вопрос был про продовольственную программу, когда на носу была Олимпиада, вопрос был про Олимпиаду. Когда встали насущные вопросы экологии, вопросы были про экологию. Так что программа все время менялась и именно в этом залог ее долголетия и существования на экране. Потому что невозможно, чтобы программа стабилизировалась, если она хочет существовать, ей приходится изменяться.

    К. ЛАРИНА - Она всегда была такой буржуазной программой. Даже при советской власти, она все равно была другой. Налет буржуазности на ней всегда присутствовал. Я это говорю в позитивном смысле.

    В. СИДНЕВ - Я думаю, что правильно сказать несколько слов о Ворошилове, потому что буквально неделю назад исполнилось два года, как не стало Владимира Яковлевича.

    А. ДРУЗЬ - Две.

    В. СИДНЕВ - Да, 10-го марта не стало Владимира Яковлевича. И вопрос, наверное, связан с тем, как чувствует себя передача после Ворошилова.

    К. ЛАРИНА - Она идет в эфире.

    В. СИДНЕВ - Это уже, мне кажется, важно и здорово, потому что было много споров, вообще имеет ли право авторская передача существовать без своего автора.

    К. ЛАРИНА - А были сомнения, когда его не стало?

    А. ДРУЗЬ - Этот вопрос надо отнести к съемочной группе.

    В. СИДНЕВ - Я думаю, что этот вопрос и к нам. Были сомнения у всех.

    К. ЛАРИНА - У нас была Наталья Стеценко в гостях, я ей этот вопрос задавала, и она сказала, что да, конечно же, были сомнения и, конечно же, мы это долго обсуждали.

    В. СИДНЕВ - Я не знаю позицию всех участников, я имею в виду знатоков. Моя позиция была такая, что у меня, конечно же, были сомнения. Но решать это должна была съемочная группа, с которой Ворошилов делал эту передачу. Потому что я могу так сказать, что когда Ворошилов делал передачу, например, я даже никогда не пытался что-то советовать Ворошилову, потому что, во-первых, было бессмысленно, все равно бы сделал по-своему и, во-вторых, это была авторская передача. И иногда мы понимали, что он делает, уже даже не то, что через несколько дней, а через несколько лет после того, как он что-то менял в своей передаче. Потому что Саша сказал, что передача менялась по содержанию вопросов, а дело-то не в этом. Когда он говорил, что она идет в ногу со временем, он имел в виду, что было очень много вещей, которые Ворошилов сделал впервые. И вот сейчас если посмотреть, а я с интересом смотрю титры игровых передач на всех каналах, и ни одной передачи не знаю, где не было бы Ворошиловских учеников. Я просто титры просматриваю, и там всегда есть люди, которые работали с Ворошиловым. Но вот понятие школы Ворошилова, она де-факто есть, Ворошилов, на мой взгляд, никогда никого ничему не учил, просто люди, которые с ними работали, они дальше:

    А. ДРУЗЬ - Целенаправленно не учил. Вообще работа с Ворошиловым была замечательной школой телевизионной. Я хочу немножко добавить к словам Виктора. У него такая точка зрения по поводу существования передачи. У меня сомнения в том, будет или нет передача, были, естественно, но я считал правильным, было бы, если бы передача существовала, поскольку эта передача такая, что она не должна была умереть вместе с создателем. На самом деле, кроме передачи еще существует такое понятие, как игра и эта игра, как раньше говорили, овладела массами. Не далее как через неделю будет Кубок городов, более тысячи команд по самым разным странами мира, начиная от Петропавловска-Камчатского и заканчивая Пало-Альто в США.

    К. ЛАРИНА - Это единственная программа, которая придумана и рождена в Советском Союзе?

    А. ДРУЗЬ - КВН еще.

    К. ЛАРИНА - КВН, вы меня извините, вы не можете так сказать, я могу - мертвая программа давным-давно, несмотря на то, что жив и здоров ее ведущий, дай бог ему здоровья, Александр Масляков. Я думаю, что здесь дело уже в чем-то другом.

    А. ДРУЗЬ - Может быть, программа и мертвая, но то, что происходит, я имею честь иногда участвовать в жюри питерских КВНов, я вижу, то, что происходит...

    К. ЛАРИНА - Там у вас поживее, может быть.

    А. ДРУЗЬ - :Вне эфира, это достаточно увлекательно. Понятно, что разного качества и разного уровня есть команды, и лучшие команды все-таки попадают на телевидение. Но может быть именно потому, что это не прямой эфир, поэтому она мертвая.

    В. СИДНЕВ - В том вопросе, который вы задали, есть действительно важный аспект. Во-первых, это действительно, насколько мне неизвестно, единственная игровая передача, которая не лицензионная, которая создана на советском тогда телевидении. Но есть еще один вопрос, который меня теперь уже занимает, ведь то, что мы видим сейчас - это лицензионная передача, то есть это технология. Я сейчас, учась в Англии, довольно часто смотрю английское телевидение и вижу, что даже облик английского ведущего просто один к одному, то есть, подбирают ведущих одинакового облика. И переносится технология. И вот теперь есть вопрос - "Что? Где? Когда?" можно перенести на другую почву?

    К. ЛАРИНА - Но покупают же, есть какие-то западные компании, которые покупали "Что? Где? Когда?"

    В. СИДНЕВ - Было несколько попыток, сейчас, на самом деле, после смерти Владимира Яковлевича этот вопрос еще более актуален, потому что можно ли теперь сделать из этого технологию. Попытки есть, в Армении, например, идет такая передача. Но в Армении она идет на русском языке. Можно ли это перенести на другую языковую почву:

    А. ДРУЗЬ - Мне кажется, что она могла бы легко идти и на армянском языке, ты не знаешь, поскольку не очень связан с не телевизионными вещами, а в Грузии существует мощное объединение игроков, которые играют в Грузии на грузинском языке.

    К. ЛАРИНА - На телевидении.

    А. ДРУЗЬ - Я не знаю, насколько это на телевидении. Но ведь нет разницы между телевизионными вопросами и не телевизионными вопросами. Смысл вопроса все равно остается, вопросы, ответы и командное обсуждение. И, очевидно, что грузинский язык ничем не беднее русского, наверное, в этом плане и они могут задавать вопросы на грузинском языке и отвечать на них, и обсуждать.

    В. СИДНЕВ - Саш, но при этом я обсуждал и с телевизионщиками армянскими, и с деятелями культуры и науки, которые приходят на передачу и для меня было неожиданно, что они считают, что, по крайней мере, часть того интереса, который есть в Армении к армянской передаче, связан именно с тем, что она на русском языке. Они все знают русский язык, но они за эти годы уже соскучились по русскому языку и хотят разговаривать:

    А. ДРУЗЬ - Может быть, просто связано с тем, что:

    К. ЛАРИНА - Хотят говорить по-русски.

    А. ДРУЗЬ - В республиках русский язык несколько сдает позиции, что естественно, но люди, которые учились и здесь и которые как-то связаны с Россией, они скучают по русскому языку.

    В. СИДНЕВ - Пока нет доказательств, что это не есть как бы национальный феномен. То есть, нет успешного примера передачи на каком-то другом национальном телевидении, которая была в национальном контексте, что называется.

    К. ЛАРИНА - Вы знаете, как голая схема, как технология, как вы говорите, она вполне может существовать. Там в принципе ничего сложного-то и нет. Интеллектуальная игра, кобыла эта будет посередине, ну письма, ну вопросы.

    А. ДРУЗЬ - В Армении кобылы нет, в Армении цветочек. Тоже волчок, но там просто цветочек распускается. Здесь очень важна роль ведущего.

    К. ЛАРИНА - Это тоже вопрос. Были сомнения, когда передача уже начала выходить без Ворошилова, сначала была попытка вообще обезличить роль ведущего, такой компьютерный голос, некий господин Ведущий. Потом уже появилась имя и фамилия у этого человека и сейчас он ведет и мне не кажется, что он это делает плохо. Он делает по-своему, у него все равно есть свои отношения с игроками, что очень важно. Как мне кажется, что очень важно в этой передаче, она не могла бы существовать без вас, я имею в виду не вас конкретно как игроков, а как ветеранов. Потому что образы людей, которые даже может быть, не принимают участие в игре, а которые стоят вокруг этого стола и смотрят на тех, кто играет сегодня, тоже часть игры.

    А. ДРУЗЬ - Работают декорациями.

    К. ЛАРИНА - Это тоже часть этой передачи, никуда не деться. У нас сейчас новости, а потом продолжим разговор.

    -

    К. ЛАРИНА - 11 часов 35 минут. В гостях у нас сегодня магистры:

    В. СИДНЕВ - Я не магистр.

    А. ДРУЗЬ - Я магистр, а он обладатель "Хрустальной совы".

    К. ЛАРИНА - Виктор Сиднев кандидат. Принимают в магистры, или уже все, прием закончен?

    А. ДРУЗЬ - Это дело съемочной группы.

    В. СИДНЕВ - У меня есть предмет собственной гордости и у меня есть загадка, связанная с Ворошиловым, потому что я получил диплом и получил как бы из рук Ворошилова звание "Почетный капитан клуба". Но это случилось после смерти Ворошилова, то есть, он написал это, подписал. Когда увидел, как получают диплом, я спросил - почему здесь подпись Ворошилова, (это случилось в июне 2001 года, Ворошилов умер в марте), и мне сказали, что он сделал это до смерти. И теперь я не знаю, что имел в виду Ворошилов, давая такое звание.

    А. ДРУЗЬ - Он планировал, очевидно, раздать всем лучшим капитанам эти дипломы. Но в юбилейной серии было настолько много всего, что этот сюжет не пошел просто в эфире, он не был реализован. Но дипломы остались, замечательные совершенно феноменальные, почти все знатоковские награды я имею, но вот завидую по поводу этого замечательного погона с четырьмя звездочками.

    В. СИДНЕВ - Дело в том, что, возвращаясь к памятной дате Ворошилова, я хочу напомнить телезрителям эту игру, финальную игру 2000-го года. Дело в том, что Ворошилов ее ставил как свой уход, мы все это видели.

    К. ЛАРИНА - Когда он был в генеральских эполетах.

    В. СИДНЕВ - И он заявил, что если знатоки проиграют, то я уйду. И зная Ворошилова, мы действительно поверили, что если мы поиграем, он уйдет. И мы бились, как могли. Мы победили, и все-таки Ворошилов ушел, мы заставили его остаться, но через 3 месяца он ушел. И даже сам уход был какой-то мистикой, потому что в день прощания с Ворошиловым, а это было в Нескучном саду, где проходит съемка, и люди, которые разметали снег 10-го марта в 6 или в 5 часов утра:

    А. ДРУЗЬ - Не 10-го, по-моему, 14-го.

    В. СИДНЕВ - Ну да, когда были прощания с Ворошиловым, в общем, ночью туда прилетела сова:

    К. ЛАРИНА - Настоящая живая.

    В. СИДНЕВ - Живая в Москве в Нескучном саду, она села на дерево и ухала до утра в день прощания с Ворошиловым. То есть, вот эта мистика этого прощания, этого ухода до сих пор осталась. И я думаю, что передача всегда будет связана с Ворошиловым и это, кстати, одна из проблем нынешнего ведущего, потому что когда:

    А. ДРУЗЬ - Можно же назвать - Борис Крюк.

    В. СИДНЕВ - Да. С одной стороны вы говорите, что, может быть, и не очень заметна эта смена ведущего, но, во-первых, Борис 10 лет работал вместе с Ворошиловым, поэтому он как раз тот человек, который имел право принять эту эстафету. Но, с другой стороны я прекрасно понимаю его проблему, потому что когда Ворошилов менял передачу, а передача живет столько, потому что она все время менялась, об этом сказал Саша, об этом вы сказали. Но когда Ворошилов что-то менял и когда делал ошибки, он делал ошибки. Я, например, уходил в 1987-м году из передачи, это единственное право, которое у нас было - уйти из передачи, если нам не нравилось то, что он сделал. Но это был Ворошилов, это была его передача, и никто не говорил, что:

    А. ДРУЗЬ - Что ж ты, гад, делаешь.

    В. СИДНЕВ - А теперь волей-неволей и мы, и телезрители все время сравнивают.

    А. ДРУЗЬ - Мы-то как раз понимаем то, что делает Борис, а вот телезрители не всегда.

    В. СИДНЕВ - И эта мера ответственности перед ушедшим Ворошиловым, это, конечно, давление на тех, кто делает сегодня передачу.

    К. ЛАРИНА - А что вас вообще держало около программы всю жизнь? В конце концов, у каждого своя жизнь. Потому что когда все это начиналось - это было мило. Не знаю, смотрели ли вы американский фильм "Магнолия". Посмотрите обязательно этот фильм, он как раз посвящен телевидению, и что оно делает с людьми. И там есть очень трогательный и трагический персонаж, человек уже пожилой с железными зубами, с перхотью на плечах потрепанного пиджака, который когда-то был бессменным лидером в какой-то детской интеллектуальной игре, чудо-мальчиком, и он ходит по кабакам и говорит, что вот помните, в 1964-м году я был чудо-мальчик. Это трагическая история. Я ни в коей мере никакой аналогии не провожу.

    А. ДРУЗЬ - Вполне жизненная история.

    К. ЛАРИНА - Мы с вами встречаемся, и мы вас знаем. Но наверняка среди ваших коллег, с которыми вы начинали, есть такие, у которых жизнь сложилась не так, как у Александра Друзя или Виктора Сиднева или еще можно назвать несколько человек, которых мы знаем и которые появляются в этой игре. А кто-то исчез, кто-то пропал.

    А. ДРУЗЬ - Был же вообще совершенно ужасный случай в 88-м году, когда проиграл клуб, и часть клуба разогнали очередной раз навсегда, и меня в том числе. Пятый раз меня выгнали навсегда, и человек который вернулся с той финальной игры к себе в Ташкент, он просто взял и покончил жизнь самоубийством. Такой уникальный случай, то есть настолько это действует на людей, настолько люди могут видеть в этом смысл жизни. Надо сказать, что кроме этого случая у всех более-менее все успешно. То есть все люди, понимают что телевидение, прежде всего, не кормит, это не средство: Даже когда были деньги для знатоков, это не было средством для заработка.

    К. ЛАРИНА - Потому что нельзя работать знатоком.

    А. ДРУЗЬ - Это не кормит, мне хватало ровно на то, чтобы доехать из Питера до Москвы и обратно. Все работают, кто-то успешно, кто-то не очень.

    К. ЛАРИНА - А тянет все равно туда.

    А. ДРУЗЬ - Это совершенно ни с чем не сравнимые впечатления. Вот эта игра, не нужно никакой рулетки, никакого казино, это совершенно другие ощущения, которые в свое время Борис Еремин, который был капитаном, очень четко сформулировал немножко с комсомольским уклоном - "для чего вы играете в эту игру - чтобы проверить себя".

    В. СИДНЕВ - Я хочу сказать, когда мы пришли, мы были молодые, у нас дети выросли после того, как мы начали играть в "Что? Где? Когда?". В то время это было центром притяжения людей интересных, молодых.

    К. ЛАРИНА - Подпольный клуб.

    В. СИДНЕВ - И не только молодежь, приходили замечательные люди. Помнишь, был в 80-х годах один год председателем жюри Виталий Гальданский академик, лауреат Ленинской премии, удивительный человек. То есть была возможность общаться с удивительными людьми.

    К. ЛАРИНА - Для артистов это такая почетная обязанность выступать, просто честь.

    А. ДРУЗЬ - На самом деле там не столько честь. Первое выступление "Машины времени" было в "Что? Где? Когда?", первое выступление бит-группы "Секрет" было в "Что? Где? Когда?".

    К. ЛАРИНА - Костя Райкин помню, там впервые появился со своими артистами.

    В. СИДНЕВ - Если говорить о том, что Ворошилов сделал впервые, то удивительно много вещей. А первый прямой эфир на советском телевидении.

    А. ДРУЗЬ - 27-го октября 1986-го года. Наша игра была.

    В. СИДНЕВ - Первая коммерческая реклама, то, что сегодня всех достает на телевидении. Но это тоже сделал Ворошилов, это тоже 87-й год.

    А. ДРУЗЬ - Сначала первую некоммерческую, а потом первую коммерческую.

    В. СИДНЕВ - Сейчас много споров и живой музыке, не живой и Ворошилов, какой это был год...

    А. ДРУЗЬ - 1984-й.

    В. СИДНЕВ - Он привел "живую" музыку в эфир и я помню, как прямо в эфире на Герцена играл Сережа Стадлер.

    А. ДРУЗЬ - Раймонд Паулс.

    В. СИДНЕВ - Пугачева пела "вживую".

    А. ДРУЗЬ - На рояле играл, а рояль достали какой-то там, треть центральной октавы работала, остальные нет. Почему я помню, потому что мы же тогда еще, будучи молодыми, этот рояль тащили на второй этаж. Вити-то нет, потому что он работал, а мы приезжие, приехали в Москву на съемку, тогда еще не было прямого эфира:

    К. ЛАРИНА - Это когда еще помещение было на Герцена. Я помню туда нас водили, показывали - а вот тут снимают "Что? Где? Когда?".

    В. СИДНЕВ - Тогда и Аркадий Исаакович пришел после своего юбилея вместе с Костей:

    А. ДРУЗЬ - Почему, потому что как раз в октябре у него юбилей.

    В. СИДНЕВ - Яркие очень впечатления. Но для меня даже не вопрос, почему мы тянемся.

    А. ДРУЗЬ - Для нас это уже стал дом. Потому что мы с Витей познакомились здесь и большинство моих нынешних друзей, которых уже частично по миру раскидало и Олег Долгов, Леня Владимирский, Никита Шангин, Саша Галкин.

    В. СИДНЕВ - То есть, помимо игры, а о чем Саша сказал, есть сама игра, ощущение, адреналин, какая-то тяга к игре, но есть и клуб, общение интересных замечательных людей и сегодня самореализовавшихся. Например, я в последнее время регулярно вижу Шангина, если вы смотрите эту битву на Патриарших прудах.

    К. ЛАРИНА - А вообще помогло в жизни, в карьере, в характере, потому что когда вы туда пришли, вы же были студенты.

    А. ДРУЗЬ - Как кто, Витя пришел студентом.

    В. СИДНЕВ - Аспирантом.

    А. ДРУЗЬ - Я послал заявку, будучи дипломником. До диплома было много времени, думаю, сейчас меня отберут.

    К. ЛАРИНА - А можно сказать, что всем хорошим во мне я обязан "Что? Где? Когда?".

    А. ДРУЗЬ - Можно и так, но я бы сказал - не хорошим во мне, а хорошим для меня. Потому что карьеру можно понимать по-разному, каждый понимает по-своему, для кого-то высокий пост и много денег, для кого-то возможность самореализоваться в своей работе.

    К. ЛАРИНА - Именно с этой точки зрения.

    В. СИДНЕВ - Я думаю, что это сильное утверждение, что я всем обязан "Что? Где? Когда?", но то, что это помогало - да. Сказать, что это не так, это было бы лицемерием. Очень часто помогало опосредованно. Дело в том, что очень часто, особенно сейчас, (я долго не участвовал в передаче и пришел по просьбе Ворошилова, мы вернулись в 2000-м году, поскольку был юбилей передачи, был юбилей Ворошилова, он собрал стариков), очень часто люди уже не помнят тебя по телевизору, но удивительно светлые у них воспоминая, то есть они не понимают кто ты, но воспоминания у них хорошие и это облегчает очень часто контакт. У меня был случай, которым я просто горжусь. Мы сидели в ресторане, это был город Фрунзе, сейчас это Бишкек и был человек, который долго-долго на меня внимательно смотрел, было видно работу мысли, наконец, он, наверное, выпил достаточно, для того чтобы осмелеть, подошел и сказал: "Я тебя узнал. Ты Мулявин".

    А. ДРУЗЬ - Такое у всех было. Есть такое место в России, и царство небесное, пока был жив, и года два после смерти меня принимали за Влада Листьева. Мы еще похожи были немножко, у меня тогда шевелюра была попышней. Это Владимирская область, во Владимир просто каждый раз приезжаешь - вот Влад Листьев приехал. А в Москве меня один раз приняли за Минкина.

    К. ЛАРИНА - Не побили?

    А. ДРУЗЬ - Мы стояли в кассе в Ленинградском вокзале брать билеты, подошел мужик из зала ожидания и сказал: "Я тебя знаю". Та же самая ситуация. "Я тебя знаю, ты Александр, - напрягся, - Минкин".

    В. СИДНЕВ - Один раз можно сказать, что тебе повезло, что тебя не перепутали:

    А. ДРУЗЬ - Я сразу сказал, что вы ошибаетесь.

    К. ЛАРИНА - Давайте поговорим о поколениях, поскольку наверняка зрители знают, что дочери Саши Друзя играют в эту игру. Это как происходило? Они воспитывались на этом, выбора никакого не было?

    А. ДРУЗЬ - Во-первых, я пошел играть в 81-м, а Инна родилась в 79-м. Вся ее жизнь, поскольку ребенок подрастал, и начали образоваться клубы, у нас в Питере образовался клуб, ей было 7 лет. С помещением были некоторые проблемы и сейчас, в общем-то, они есть, поэтому команда тренировалась в основном у меня дома. Играли у меня дома телефонные турниры, все это происходило на глазах у изумленных детей. А Марина просто родилась в процессе. Причем очень четко - Инна родилась в летнюю серию, а Марина родилась в зимнюю. Но самое главное, почему дети играют, потому что я считаю, что основная аудитория программы - это молодые люди от 12 до 25 лет. Потому что главное-то в этой программе не то, кто выиграл очко, тысяча сюда, тысяча в другую сторону, книжка сюда, книжка туда, главное, что программа действительно честно показывает, как люди с большим или меньшим успехом работают головой, учатся работать головой, учатся думать, учатся соображать.

    К. ЛАРИНА - И вообще надо бы было знать.

    А. ДРУЗЬ - Принимать решения. Не очень много нужно, но нужно уметь пользоваться, принимать решения и за эти решения отвечать.

    К. ЛАРИНА - Освобождаться от комплексов, научиться верить в свои собственные силы, чего не хватает.

    А. ДРУЗЬ - Да, но просто думать самостоятельно, самостоятельно принимать решения и за них отвечать, просто целенаправленно отучали на протяжении 70-ти лет все население, и мы оказались там, где оказались. В том числе и я думаю, потому что это происходило. И чем быстрее научится молодое поколение самостоятельно думать, принимать решения и отвечать за свои решения, тем у нас скорее будет прорыв куда-то в более светлое. Поэтому я считал, что эти интеллектуальные игры для детей окромя пользы, ничего другого не принесут. И когда пришло время, когда пора было входить в игру, обе дочки просто вошли.

    К. ЛАРИНА - Это не то, что дается свыше, это же еще и процесс воспитательный. Читать книги, каким-то образом себя образовывать.

    В. СИДНЕВ - Я могу рассказать историю про Сашу и его дочь, которую я лично наблюдал. Это было примерно лет 10 назад, я женился тогда во второй раз. И моя жена первый раз приехала в Питер. И Друзь нас повел в Петропавловскую крепость. Что такое ходить с друзьями по Петербургу, все знают. И когда он встал около Алексеевского равелины и стал нам рассказывать, вокруг собралась толпа туристов. Ну, как же Друзь рассказывает:

    А. ДРУЗЬ - Сидневу, чтобы он не скромничал.

    В. СИДНЕВ - И он говорит, что из Алексеевского равелина никому убежать не удалось, кроме Кропоткина.

    А. ДРУЗЬ - Из Петропавловской крепости.

    В. СИДНЕВ - И Маринка, который было тогда 12 лет, может быть, говорит: "Папа, а Кропоткин бежал не отсюда". Он ее отодвигает, а она: "Пап, а Кропоткин бежал:" И тут уже зрители собрались, в общем, он ее задвинул, мы приезжаем домой, она приносит книжку "Детгиз", помните, такие были детские книжки. Написано "Кропоткин", и в этой книжке написано, что Кропоткин, сидя в Петропавловской крепости, бежал, когда его везли в тюремный госпиталь. То есть, он бежал не из крепости, он бежал из кареты. И они уже в том возрасте были в состоянии:

    А. ДРУЗЬ - Это просто семейная традиция, мне папа начал читать книжки в 2 месяца, и я повторил и со старшей:

    К. ЛАРИНА - Это подвиг.

    А. ДРУЗЬ - Эксперимент, и пошло на пользу. И тут еще плюс ко всему, чтобы не подумали по Витиным рассказам, что девочки такие, как принято говорить "ботанического" склада, они вполне:

    К. ЛАРИНА - Красивые, обаятельные.

    А. ДРУЗЬ - Это не мне оценивать, но они вполне адекватны ко всему, что происходит вокруг них. То есть дискотека, какое-то общение с друзьями, они не занимаются исключительно "Что? Где? Когда?", как впрочем, и все остальные. У них вполне насыщенная нормальная жизнь.

    К. ЛАРИНА - Я бы хотела еще один вопрос вам задать, который меня волнует, я думаю, что на него вы точно сможете ответить. Все-таки, женский ум отличается от мужского? Ответьте мне наконец-то.

    В. СИДНЕВ - Я должен сказать, что как раз у Ворошилова была история, когда он провел чистый эксперимент. Он просто взял и собрал женскую шестерку. Шесть девушек сидели за столом, и я могу сказать, что они играли не хуже, чем мужики, что называется.

    А. ДРУЗЬ - У них подход немножко другой.

    К. ЛАРИНА - Другой, и звезд таких, между прочим:

    А. ДРУЗЬ - Это, к сожалению. Ну и потому что замуж надо выйти, детей рожать, плюс к этому понимаете, есть два пути, один путь к ответу женский, другой - мужской и они не совпадают.

    К. ЛАРИНА - Ну-ка расшифруйте.

    А. ДРУЗЬ - Я не могу.

    К. ЛАРИНА - То есть сформулировать это невозможно.

    А. ДРУЗЬ - Невозможно, но видно, что лучший из игроков, нельзя сказать играчих, игроков-женщин, Оксана Петруникова, Галя Наумова, Валя Голубева, Галя Парамей, если кто-то еще помнит такие фамилии и имена, они заходили на ответ с какой-то другой стороны, причем это бывало даже короче, чем:

    В. СИДНЕВ - Я бы хотел вернуть Друзя на вопрос о смене поколений, потому что это уникальный случай, когда это семейное, традиция. А сейчас другие люди пришли, и этот процесс идет сейчас, и этот процесс совпал с уходом Ворошилова. Ты-то что думаешь про то, что сейчас происходит?

    А. ДРУЗЬ - Была у нас первая игра, не очень удачная, прямо скажем.

    К. ЛАРИНА - Которая была в прошлую субботу.

    А. ДРУЗЬ - Да, ведущая серия, которая будет сейчас продолжаться. Вы понимаете, какая штука, когда мы пришли, вот я лично пришел, я не знаю, как было с Витей, но мы пришли вместе, прошли отбор с Никитой Шангиным, когда играли тройками. И вот стоит куча новичков, которые действительно увидели живого Бялко, Еремина, еще многих других, которые к тому времени уже были известны. Просто стоят, как невесты на выданье, и просто подошел к нам с Никитой Саша Седин, был такой игрок замечательный и сказал: "Ну, вот ребята, - а можно было сгруппировать тройку как угодно, - вы хотите со мной играть?" Ну мы, конечно такая звезда, конечно, хотим. И вот 4 года мы вместе играли и всю начальную, дальше уже начали своим умом доходить до каких-то вещей, но начальную подготовку нам дал Саша Седин. И в принципе я думаю, что, наверное, не очень правильно делить на новое поколение и старое. Было бы гораздо интереснее, если бы дядьку, как в старой армии был дядька, который учил новобранцев, один на команду, наверное, чтобы он бы объяснял людям как это делать, просто элементарно, как это делать не с телевизионной стороны. Потому что, естественно, редакторы с ними занимаются, естественно, их отбирали определенным образом, то есть, не просто какие-то неподготовленные люди, они прошли отбор и с ними занимаются редакторы, но все равно это взгляд с той стороны экрана, телевизионной, со стороны зрителей.

    К. ЛАРИНА - Со стороны шоу.

    А. ДРУЗЬ - Нет, тут даже не шоу. Просто грамотные люди с ними работают, но все равно есть какие-то вещи, которые люди, по много лет игравшие, они знают и у них свой подход. Может быть, как-то можно было передать этот опыт молодым во время совместной игры.

    К. ЛАРИНА - То есть они сейчас отдельно играют.

    А. ДРУЗЬ - Да, совсем другое поколение играет совсем отдельно. Но то, что происходит на экране, есть команда, допустим, обе мои дочки, у нас питерская команда, мы сейчас, сплюнуть бы:

    К. ЛАРИНА - Сегодня будут играть.

    А. ДРУЗЬ - Одна, старшая дочка будет играть. И есть не телевизионная команда, где и Федор Двинятин и обе мои дочки, где Миша Дюбин, Миша Бас, Леша Вавилов. Наша питерская команда, в которой мы все играем, мы сейчас чемпионы мира. И в принципе девчонки могли бы, кроме того, что они с этим росли, они могли это получить еще, играя в такой команде. И таких команд много. И ребята, которые будут играть в следующую субботу, они играют в каких-то командах и там есть достаточно опытные игроки, они могут получить какой-то опыт. Но все равно телевизионный опыт именно телевизионной игры совсем другое дело и, может быть, имело бы смысл как-то перемешивать стариков и новичков.

    К. ЛАРИНА - Вы же будете давить своим авторитетом.

    А. ДРУЗЬ - Нет, в том-то все и дело, что все зависит от человека. Одному не справиться, и если ты давишь, это будет видно, что обладатель "Хрустальной совы" заслуженный:

    К. ЛАРИНА - Были такие моменты, Саш, когда вы имели возможность подсказать им, как магистры и были случаи, по-моему, в прошлой серии, когда вы ошибались. Но они совершенно безропотно принимали ваш ответ как правильный. Потому что понимали, что уж если это говорит Друзь, значит на самом деле это так.

    А. ДРУЗЬ - Когда нас учили, что марксизм - не догма, а руководство к действию, точно также и помощь магистров - это не догма, а руководство к действию. Ведь в конечном счете все равно последнее слово за командой. И если им не понравилось, они могли бы отказаться, это было бы наоборот красиво, магистры подсказали неправильно, а мы, тем не менее: Во всяком случае никакого давления с моей стороны.

    В. СИДНЕВ - Ксения, вы совершенно правы, что такое перемешивание создает проблемы, причем и для тех, и для других. Молодые слушают, что скажет Друзь, а Друзь сидит и тоже не всегда готов взять на себя ответственность, потому что все на него смотрят и ему уже ошибиться в этой ситуации лишний раз нельзя. И я видел, потому что Саша себя не видит со стороны, что ему это мешает, когда он оказывается в такой ситуации. Когда мы играли последний раз на 70-летие Ворошилова и на 25-летие игры, мы собрали шестерку, которая в таком составе последний раз играла в 1987-м году. Приехал Леня Владимирский из Америки, Долгов из Германии, мы неожиданно для себя все собрались.

    А. ДРУЗЬ - Мы же еще играли в 90-м. Тебя тогда не было, когда мы открывали домик, мы тогда без тебя играли, ты все время бегал нами руководил как тренер.

    В. СИДНЕВ - Друзь тогда сказал, что в этой команде ему легко играть, я прекрасно знаю почему, потому что там он Друзь, а вот в той команде он Друзь, который был 20 лет назад. На нем нет ответственности.

    А. ДРУЗЬ - Вот то, что я говорил о перемешивании, был поставлен эксперимент, 3 недели назад снимали игры в Ереване, и мы приехали и играли именно таким образом, когда один телевизионный российский знаток играл с пятью местными армянскими знатоками. Для меня лично, это было очень интересно: Мы прилетели, нам дали 5 команд и мы должны были за 5-6 часов сделать из них боеспособную команду. И мне было интересно, смогу ли я это сделать.

    К. ЛАРИНА - Смог?

    А. ДРУЗЬ - Вроде как получилось. И если подходить, это мое отношение и если подходить с таким же отношением к команде, которую дадут, допустим, мне, Вите, еще кому-то, если человек адекватен и он понимает, что ему нужно сделать с этой командой, тогда это все состоится.

    К. ЛАРИНА - К сожалению, мы уже зашкаливаем, служа информации сидит, а сейчас новости слушать необходимо. Я благодарю вас за визит. Виктор Сиднев, Александр Друзь, желаю вам удачи и дочке ни пуха на сегодня будем болеть.

    А. ДРУЗЬ - К черту. Спасибо.

    Радиостанция "Эхо Москвы".
    22 Марта 2003 года.
    www.echo.msk.ru/interview/interview/11668.html

    © 1998-2024. Телекомпания "ИГРА-ТВ" 

    Права на использование произведения «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» защищены на основании гражданско-правового законодательства (Свидетельство РАО № 1763 от 19 ноября 1996 года) и являются объектом интеллектуальной собственности. Любое проведение данной игры без получения предварительного согласия (лицензии) неправомерно и преследуется по закону.

    По вопросам приобретения прав на проведение игр «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» для Вас и Вашей организации Вы можете обратиться к исполнительному директору отдела лицензионных проектов ООО «Телекомпания «Игра-ТВ» Наталии Кузнецовой на e-mail: [email protected].