Войти

X
Авторизация
Логин
Пароль
Напомнить пароль
Войти
Запомнить на 30 дней
Регистрация
Подтверждение регистрации
 
 
 
 
42
года
в эфире!



 Книги 
  • Ворошилов В.Я.
  • Лернер Л.В.
  • Русанова И.И.
  • Корин А. (сост.)


  •  Пресса 
  • о В.Ворошилове
  • о Н.Стеценко
  • о Б.Крюке
  • об игре
  • о знатоках
  • о телезрителях
  • список публикаций


  •  Вопросы-ответы 
  • Б.Крюк отвечает...
        - 2004 год
        - 2005 год
        - 2007 год
        - 2010 год
  • М.Поташев отвечает...
  • А.Друзь отвечает...
  • А.Козлов отвечает...
  • Б.Бурда отвечает...
  • Интервью. "Эхо Москвы".
    19 января 2002 г.
  • Фрагменты из программы "Было время", телеканал "Ностальгия"
    23 сентября 2007 г.
  • Н.И.Стеценко об истории возникновения "Что? Где? Когда" и о своих первых работах на телевидении.
    2003 год
  • Ворошиловский стиль
    13 апреля 2008 г.
  • Интервью. "Эхо Москвы".
    13 марта 2005 г.
  • Наталья Стеценко: зрители "Что? Где? Когда?" и сами стали знатоками
    4 сентября 2010 г.
  • Генеральный директор телекомпании: советы тем, кто мечтает работать на ТВ
    12 сентября 2007 г.
      

    Фрагменты из программы "Было время",
    телеканал "Ностальгия" (НТВ+)

    Прямой эфир: 23 сентября 2007 года.
    Ведущий: Александр Политковский
    Гости: НАТАЛИЯ СТЕЦЕНКО, БОРИС КРЮК, АНДРЕЙ КОЗЛОВ.

    А.ПОЛИТКОВСКИЙ: Сентябрь 1975 года, первый раз программа "Что? Где? Когда?" вышла в эфир...Программа-долгожитель. Сегодня будем именно об этом говорить.

    Н.СТЕЦЕНКО: Так давно это было. И самое главное, это так много раз начиналось. Сначала была семейная викторина, был провал с нашей точки зрения, потом был эфир, который тоже нас не устраивал... Два-три года мы шли к тому, чтобы программа завоевала какое-то признание зрителей. Хотя мне потом очень многие рассказывали про то, как они первый раз увидели программу в эфире и их сразу поразила картинка: ходил человек в белых перчатках, шар какой-то надо головой висел и какая-то атмосфера не совсем советская...

    А.ПОЛИТКОВСКИЙ: Такое впечатление, что игра - это все просто, такой праздник. А на самом деле - это тяжелый труд - работа над этой программой?
    Б.КРЮК: Это праздник.
    А.ПОЛИТКОВСКИЙ: Потому что все отлажено?
    Б.КРЮК: Нет. Для меня праздник, потому что, с одной стороны, я работаю, с другой стороны, - для меня это не является работой, трудом, скажем так. Конечно, бывают всякие рабочие моменты, которые неприятно делать, но это, как и в любой работе. А в целом - праздник.

    А.ПОЛИТКОВСКИЙ: Борис, а Вас как свела судьба с таким знаменитым проектом?
    Б.КРЮК: Меня известно как судьба свела. Мама сказала, что нужны какие-то вопросы срочно, какую-то передачу будут снимать. Я придумал вопрос, который был самый первым в первой игре, где волчок стал выбирать вопрос телезрителя. Школьник Боря Крюк играл. Это была шахматная задача. Тогда Ворошилов еще не совсем прочувствовал, какого рода могут быть вопросы, сейчас такой не взяли бы... Я увлекался шахматами, о чем я мог еще спросить? Я тогда про это спросил и первым выиграл.

    А.ПОЛИТКОВСКИЙ: Андрей, а у Вас как начиналась любовь к этой программе?
    А.КОЗЛОВ: Любовь к этой программе начиналась в общежитии Донецкого университета, это был год 1978-ой, наверное. Я помню свои ощущения почти 30 летней давности... Холл общежития, в котором был один-единственный черно-белый телевизор. И я посмотрел передачу, я запомнил вопрос, который задавали знатокам. Их спросили, если три мухи взлетели, то какова вероятность, что они через 5 минут окажутся в одной плоскости?
    Для меня был совершенно очевиден ответ, что 100% окажутся в одной плоскости. Знатоки не ответили на этот вопрос. Я помню дальше свою реакцию: надо запомнить, как называется эта передача, чтобы потом в программе ее не пропустить и обязательно посмотреть. Я же не знал, что меня судьба сведет с этой передачей, что я стану знатоком, буду работать в компании, но вот впечатление первое осталось на всю жизнь.

    А.ПОЛИТКОВСКИЙ: Правда ли, что Ворошилову не разрешили вести первый эфир?
    Н.СТЕЦЕНКО: Ему не разрешали вести и работать на телевидении со времен "Аукциона". "Молодежка" его одно время маскировала вообще от руководства, потом маскировала в качестве ведущего ("А ну-ка, парни!" он вел за кадром, но был автором и режиссером).
    Самую первую передачу вел Саша Масляков, а потом Ворошилов сказал: я понимаю, что надо делать так, так и так, а он уже ведет, как я могу им руководить, что делать мне? Поэтому дальше стоял вопрос, а что делать ему и я ему сказала тогда: попробуем за кадром. Правда, у нас был еще промежуточный вариант радийный, письма от телезрителей читали разные голоса, как на радио. А после этого уже появилась мысль, почему бы ему одному не читать за кадром. Казалось странно, а потом ему жутко понравилось. Он сидел у монитора, видел все, что видел телезритель. Ему это стало страшно интересно.

    А.ПОЛИТКОВСКИЙ: А как возникла идея интеллектуальной подпитки при помощи книг, рекламы ведь не было в то время?
    Б.КРЮК: Это ведь были времена сбора макулатуры за книги. 20 кг макулатуры за талон на книгу.
    Н.СТЕЦЕНКО: Книги же невозможно было достать, купить. Тамара Владимировна Вишнякова была директором Московского дома книги на Калининском проспекте, у нее под дверью сидели все известные писатели, актеры в очереди на стульчике. Вообще, она была замечательным человеком. Это ее природное актерство... Она красивая женщина и, вероятно, мечтала быть актрисой, она действительно представляла книги у нас в программе очень артистично. Самая ее замечательная штука, которую я помню до сих пор...В одной из новогодних программ у нас были танцы перед началом и Ворошилов ей сказал с иронией: Тамара Владимировна, может быть, Вы потанцуете со мной? Она сказала : если я решу это, я выберу кого-нибудь помоложе. В то время это был такой свежий воздух...
    Я чувствую свою вину, я ничего не могу сделать, но когда запретили ее брать в эфир и мне пришлось ей это говорить... После этого она черед год умерла, она болела год...
    А.ПОЛИТКОВСКИЙ: А почему ей перестали разрешать показывать книги, почему ее могли запретить?
    Н.СТЕЦЕНКО: Она кого-то стала раздражать. Она же незаурядный человек. Зачем она нужна? Уберите ее... Раз уберите, два уберите, полгода, год, а потом все... Она не похожа была на то, что показывали по телевизору и все.
    А.КОЗЛОВ: При всем уважении к дикторам Центрального телевидения, они же другими были, официоз, а эта такая неожиданная, с буклями. Я же ее помню с той стороны экрана.

    ВОПРОС ОТ ТЕЛЕЗРИТЕЛЯ: На советском телевидении появилась игра "Поле чудес" - прототип западной программы "Колесо фортуны". А откуда взялась игра "Что? Где? Когда?".
    Н.СТЕЦЕНКО: Игра "Что? Где? Когда?" родилась на нашей территории, в то время на советской земле. Она была придумана Ворошиловым. И долго-долго выстраивалась для того, чтобы стать такой приличной, уважаемой и популярной. Она требовала очень много доработок. Была идея только сначала и она много-много раз трансформировалась...

    А.ПОЛИТКОВСКИЙ: А недостатка в интересных вопросах, которые присылали телезрители, не было? Как эти вопросы возникали? Вал писем и вы все это должны прочитать?
    Н.СТЕЦЕНКО: Был вал писем. Поначалу приходилось все читать самим, а со временем находили людей, которые впрямую не работали на телевидении, но в свободное время они брали мешок писем и разбирали. И на сегодняшний день существует такая же система. С ними работает редактор до этого, потом они отбирают на свой вкус, а дальше все отобранные письма поступают к Борису, потом он еще обрабатывает эти вопросы.
    А.ПОЛИТКОВСКИЙ: То есть, ведущий - это второе сито?
    Б.КРЮК: Там несколько сит. А потом Борис снова отдает то, что ему понравилось редакторам, а те еще отбрасывают вопросы, проверяя достоверность информации. Сейчас же в газетах пишут такие вещи... Всегда привожу в пример... В одной газете был напечатан такой факт: в Америке индейцы охотятся на сову так: они подходят к дереву и с ружьем ходят вокруг дерева, сова начинает наблюдать за охотником и у нее скручиваются шейные позвонки... Причем, это даже в не юмористической газете, в обычной провинциальной газете. И у нас такое количество писем было на эту тему. Это нравилось зрителям, нравилось разборщикам, а я каждый раз веселился, когда до меня это доходило. Я привел только один из примеров.
    Н.СТЕЦЕНКО: Мы перепроверяем информацию такую каждый раз... Помню вопрос о том, что во французском ресторане повар, чтобы не подмешивать чеснок в салат, сам жует его и потом дышит на блюдо. У нас редакторы по всем ресторанам проверяли, чуть с ума не сошли французские повара от таких вопросов...Всё бывает.

    А.ПОЛИТКОВСКИЙ: Музыкальные паузы. Стояла какая-то очередь из артистов или вы специально кого-то приглашали с песней? Люди с удовольствием принимали участие?
    Н.СТЕЦЕНКО: Все с удовольствием.
    А.ПОЛИТКОВСКИЙ: А были какие-то запреты?
    Н.СТЕЦЕНКО: Постоянно. У меня выговор за появление Леонтьева в эфире, которого убрали из эфира. Выговор в личном деле за то, что Пугачева пела "Белую панаму". Ее так и не показали, вырезали. Каждая музыкальная пауза сдавалась на трех инстанциях, как минимум. И каждый раз что-то вырезали, когда это был монтаж. А если прямой эфир, то участников согласовывали и пробивали. Меня гоняли... Мы прошерстили все библиотеки для того, чтобы узнать, кто такая Аннo Домени, про которую пел Леонтьев... Многие исполнители были запрещены, то, что они пели было запрещено. Нельзя было показывать западное, новое и т.д. Каждая музыкальная пауза - это кровь. Мы старались брать все то, что еще никто не показал, то, что перегнали на каналах интервидения, и я писала в титрах "Ансамбль из ГДР" на "Бони-М". Это не шутка, на самом деле было так. Пользовались тем, что руководство не всегда было в курсе музыкальных новостей. Вообще, музыкальная пауза в "Что? Где? Когда?" - это, по-моему, ахиллесова пята и по сей день.
    Б.КРЮК: Дело не в этом. Как мне кажется, когда выходит программа, а ты чем-то руководишь, то ты не можешь сказать, задайте чуть другой вопрос. Проще сказать, чего-то музыкальная пауза не очень, давайте мы музыкальную паузу изменим. Поэтому, я думаю, Ворошилов в конечном итоге придумал музыкальную паузу для воспитания характера сотрудников. Потому что тем, кто работает над музыкальной паузой, больше всех достается во все времена. То Ворошилов передумал, то певец не смог, а прямой эфир... Казалось бы, музыкальную паузу просто вырежи и выходи, куча программ выходит без музыкальных пауз. Легче будет, я практически уверен до сих пор. Во все времена на музыкальную паузу тратилось минимум половина сил по сравнению со всем остальным.
    Н.СТЕЦЕНКО: Надо заметить, когда Борис работал вторым режиссером у Ворошилова, он больше всего злился на это и говорил, что вообще она не нужна, давайте ее уберем, только деньги на нее тратим. Но как только он стал делать эту программу, то мы увеличили статью расходов на музыкальные паузы - на декорацию, свет и т.д..

    ВОПРОС ОТ ТЕЛЕЗРИТЕЛЯ: Как вы оцениваете уровень интеллекта вашего поколения и сегодняшнего?
    Б.КРЮК: У нынешнего поколения база общая наверное, ниже... В советские времена образование было более фундаментальным. Но, конечно, для игры всегда очень важны молодые и свежие мозг, но мне интересно играть и со "старыми", там уже личности, там имеет значение не знание... Когда играют "взрослые" команды, там интересен каждый человек в отдельности.
    А.ПОЛИТКОВСКИЙ: Происходит вообще какая-то ротация кадров?
    Б.КРЮК: Ротация она, безусловно, существует. Молодые постепенно пробиваются, хотя, конечно, пробиться через людей, которые этим занимаются по 20-25 лет очень сложно. Дело вот еще в чем, сейчас знатоки немножко другие, не совсем справедливо их сравнивать с теми знатоками, которые были в 80-е годы, тогда это были обычные студенты. А сегодняшние знатоки - это профессиональные игроки, которые с детских лет занимаются с тренерами, раз в две недели у них соревнования, какие-то чемпионаты, кто-то кого-то обыгрывает, из команды в команду переходят. У нас только верхушка айсберга в клубе... Условно, из 50 тысяч 50 человек мы видим на экране. Остальных мы не видим, но это огромное количество людей, которые играют постоянно. У нас проходит Чемпионат мира по игре "Что? Где? Когда?", так в этом году 21 страна была... Понятно, что это все на русском языке и т.д., но тем не менее. У нас была попытка взять, как в 80-е годы ребят интеллигентных из институтов, образованных, чтобы они попробовали себя, но они не могут соперничать с профессионалами, с теми, кто в 17 лет уже ответил на 100 тысяч вопросов, их не обыграть...
    А.ПОЛИТКОВСКИЙ: Тогда почему они не отвечают на все вопросы, если они профессионалы?
    А.КОЗЛОВ: Ну, это же другая история. Во-первых, на все ответить невозможно, во вторых, когда они садятся за игровой стол, они сами до конца не понимают, что с ними произошло, почему они на эти вопросы не ответили. Потому что если бы они играли на эти вопросы в своих соревнованиях, они бы ответили на все. Другая обстановка, другая игра, другая степень ответственности, прямой эфир...
    Н.СТЕЦЕНКО: Не только прямой эфир, здесь есть соперник - ведущий, который, по сути, давит их, которому надо сопротивляться...
    А.КОЗЛОВ: Как-то в 90-ом году я сказал себе, что самая большая моя потеря, как я пришел играть в "Что? Где? Когда?" - это то, что для меня пропала моя любимая телевизионная передача. Теперь я ее не вижу, я в ней участвую, она в прямом эфире ведь выходит...
    Мне кажется, что история "дедушки" Друзя, она меня как телезрителя сегодня интересует даже больше, чем то, как сегодняшний Друзь просто отвечает на вопросы.... Конечно, подовом для наблюдения за Друзем является, как он на вопросы отвечает, но меня интересует не только это.... Наверное, таких людей немного - Друзь, Поташев, может быть, в какой-то степени Козлов, но интересует это. А молодежи почему трудно прорваться, почему им трудно стать звездами, потому что им нужно так блеснуть интеллектом, чтобы поразить телезрителя, чтобы уже дальше он стал интересен как личность. А это нелегко и невозможно сделать по заказу.

    А.ПОЛИТКОВСКИЙ: Так в чем же причина долгожительства "Что? Где? Когда?"?
    Н.СТЕЦЕНКО: Часто это вопрос задают, я к нему готова... Мое мнение, что есть несколько обстоятельств, но самое главное, что Ворошилову удалось придумать, как можно показать процесс творчества на экране.
    А.ПОЛИТКОВСКИЙ: Процесс думания, наверное?
    Н.СТЕЦЕНКО: Это творчество. Потому что человек не знает ответ, а рождает на наших глазах. Иногда рождает, иногда нет, но если это получается, то это действительно рождение какого-то творческого процесса... Мне кажется, в основном за этим и следят. Там много еще других обстоятельств, но мне кажется, что это - самое главное. Хотя Ворошилов считал, что творческий процесс показать невозможно, почему всегда и отказывался делать передачу о том, как снимается передача "Что? Где? Когда?".

    телеканал "Ностальгия".
    23 сентября 2007 года.

    © 2000-2017. Телекомпания "ИГРА-ТВ" 

    Права на использование произведения «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» защищены на основании гражданско-правового законодательства (Свидетельство РАО № 1763 от 19 ноября 1996 года) и являются объектом интеллектуальной собственности. Любое проведение данной игры без получения предварительного согласия (лицензии) неправомерно и преследуется по закону.

    По вопросам приобретения прав на проведение игр «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» для Вас и Вашей организации Вы можете обратиться к менеджеру компании ООО «ЮНИОН» - Артёму Титову, по телефону +7-903-527-7457 или на e-mail: a.titov@f-group.pro.