Войти

X
Авторизация
Логин
Пароль
Напомнить пароль
Войти
Запомнить на 30 дней
Регистрация
Подтверждение регистрации
 
 
 
 
43
года
в эфире!

Библиотека
игры


 Книги 
  • Ворошилов В.Я.
  • Лернер Л.В.
  • Русанова И.И.
  • Корин А. (сост.)


  •  Пресса 
  • о В.Ворошилове
  • о Н.Стеценко
  • о Б.Крюке
  • об игре
  • о знатоках
  • о телезрителях
  • список публикаций


  •  Вопросы-ответы 
  • Б.Крюк отвечает...
        - 2004 год
        - 2005 год
        - 2007 год
        - 2010 год
  • М.Поташев отвечает...
  • А.Друзь отвечает...
  • А.Козлов отвечает...
  • Б.Бурда отвечает...
  • Интервью. "Эхо Москвы".
    19 января 2002 г.
  • Фрагменты из программы "Было время", телеканал "Ностальгия"
    23 сентября 2007 г.
  • Н.И.Стеценко об истории возникновения "Что? Где? Когда" и о своих первых работах на телевидении.
    2003 год
  • Ворошиловский стиль
    13 апреля 2008 г.
  • Интервью. "Эхо Москвы".
    13 марта 2005 г.
  • Наталья Стеценко: зрители "Что? Где? Когда?" и сами стали знатоками
    4 сентября 2010 г.
  • Генеральный директор телекомпании: советы тем, кто мечтает работать на ТВ
    12 сентября 2007 г.
      

    Н.И.Стеценко об истории возникновения "Что? Где? Когда" и о своих первых работах на телевидении.

    фрагмент из передачи "Вечера в Политехническом", телекомпания "Золотой телец", телеканал "СТО", г. Санкт-Петербург, 2003 год

    ВЕДУЩИЙ: Наталия Ивановна, почему Вы выбрали именно телевидение?

    Н.И.СТЕЦЕНКО: Я пришла на телевидение совершенно случайно. Тогда только открывалось Останкино, требовалось много сотрудников для нового телецентра. Я только что закончила институт. По радио услышала объявление, прошла конкурс.
         Целый год мы учились на отделении ассистентов режиссера. Нас обучали режиссуре, технике речи, драматургии, монтажу. Мы посещали репетиции всех ведущих режиссеров - Эфроса, Любимова, во всех театрах были на репетициях. Это было чрезвычайно интересно. Это была самая настоящая школа телевидения.
         Ассистентом режиссера я работала года четыре. Уже тогда я делала практически все - и сценарную работу, и отбирала участников с режиссером. Начинала я на "Аукционе". Это была моя первая работа... Вот, например, сова, которая появлялась в заставке передачи, эта сова была "моей". Я ее снимала в зоопарке. Владимир Яковлевич ее утвердил. С этого и началось наше сотрудничество с Ворошиловым. С этой совы.

    ВЕДУЩИЙ: А с "Аукционом" ведь была какая-то страшная история с гонениями на телевидении. Я ничего не путаю?

    Н.И.СТЕЦЕНКО: Передача была страшно популярна. Это было рекламное шоу. Тогда впервые на телевидении появилась реклама как таковая. Для того времени это было что-то абсолютно новое.
         Передача делалась совместно с Союзторгрекламой... Эта организация на одном из соревнований по фигурному катанию подарила победителям телевизор. На этом действии присутствовал Суслов, и он заинтересовался - что это за организация, которая позволяет себе дарить телевизоры победителям? Союзторгреклама? А Союзторгреклама в то время славилась тем, что делала "Аукцион". А дальше покатилось все, как снежный ком... Зачем нам нужна реклама товаров? А кто делает эту передачу? Ворошилов? Ворошилова уволить. Лысенко Анатолию Григорьевичу - он был одним из создателей - выговор по партийной линии. Молодежной редакции - передачу закрыть. "Союзторгрекламу" разогнать.
         Шесть передач прошло, после этого передачу закрыли. И Ворошилову не разрешили работать в эфире. Он делал после этого "А ну-ка, парни!", "Нашу биографию", рассказы о профессиях... Но все это он делал за кадром. До 90-го года на эфирных папках, которые сдаются на передачу "Что? Где? Когда?" я писала: "Ведущего нет". Конечно, телевизионное руководство знало, что "Что? Где? Когда?" ведет Ворошилов, но официального упоминания об этом нигде не было.

    ВЕДУЩИЙ: Если перечислить состав молодежной редакции того времени, понимаешь, что сегодня бывшие сотрудники редакции - самые главные телевизионные люди в нашей стране.

    Н.И.СТЕЦЕНКО: Лысенко, Сагалаев, Разбаш, Эрнст, Любимов, Листьев - это все "молодежка" разных времен. Молодежная редакция появилась во время еще той перестройки, 60-х годов. Заставка, с которой мы выходили, называлась "В эфире - молодость". Я не могу сказать, что там работали только молодые люди, там работали люди разные, но благодаря Маргарите Александровне Эскиной, Валерию Александровичу Иванову там была создана атмосфера удивительного творческого коллектива. В то время это было что-то! Это очень трудно объяснить.
         Мне сейчас приходиться руководить своим коллективом. Я, может быть, неосознанно, но пытаюсь перенести эти принципы в свою телекомпанию. Наверное, главный принцип - это очень снисходительное отношение к человеческим слабостям, но высочайшая требовательность по отношению к профессии. У нас главный редактор, например, является тренером, психологом, просто близким человеком для знатоков. Здесь нужны люди, которые отдают себя целиком этой работе. А человеческие слабости должны прощаться.

    ВЕДУЩИЙ: За все годы существования отечественного телевидения было сочинено буквально три-четыре формата, которые не имеют аналогов на западе. Например, КВН и "Что? Где? Когда?". Как же все это было придумано? Как появилась игра "Что? Где? Когда?"?

    Н.И.СТЕЦЕНКО: Появление "Что? Где? Когда"? - для меня это пример того, как творческая личность реагирует на неудачу.
         Все началось с того, что нам с Владимиром Яковлевичем очень нравилась передача "Папа, мама, я - спортивная семья". Нам нравилось, что в какую-то игру играют семьей. И нам захотелось сделать семейную викторину. В эфир вышла семейная викторина под названием "Что? Где? Когда?". Соревновались две семьи Ивановых и Кузнецовых... Одна передача такая вышла. Единственное, что там было от "Что? Где? Когда?" - это название и минута обсуждения. Но после первой передачи нам стало понятно, что семья это не та ячейка, которая может создать мозговой штурм... Но у Ворошилова появилась новая идея... Не давать героям минуту на обсуждение, а дать полчаса на поиск ответа, дать книги, телефон, пусть пользуются, чем угодно, а мы будем только наблюдать... Вам это ничего не напоминает?

    ВЕДУЩИЙ: Реалити-шоу...

    Н.И.СТЕЦЕНКО: Мы сняли одну такую передачу. Это был конец 1975 года. 25 декабря. Сейчас много поклонников реалити-шоу... Нам тогда показалось это страшно скучно. Ворошилов был так напуган этим провалом, что в середине съемки, когда он понял, что все ужасно, что ничего не происходит, несмотря на то, что кто-то листал книги, кто-то шел к соседям, Ворошилов уже сидел на чердаке. Он скрылся на чердак и до тех пор, пока не уехала вся телевизионная техника, он не появился...
         Все ходили спрашивали, что дальше делать, Ворошилова не было... Всю ночь мы просидели втроем - Ворошилов, я и Витя Зарецкий - психолог. Ворошилов тупо смотрел в окно и молчал...
         На следующий день Ворошилов в магазине "Малыш" на Кутузовском проспекте увидел волчок... У него мелькнуло, что из этого волчка можно сделать датчик случайности. Он потребовал, чтобы уже 10 января 1976 года мы срочно начинали новую съемку...
         31 декабря я ходила по общежитиям МГУ, где уже накрывали столы и собирались встречать Новый год, и спрашивала аспирантов и студентов, не хотят ли они принять участие в новой передаче под названием "Что? Где? Когда?".
         10 января мы собрали студентов математического, психологического, исторического факультетов и сняли первую передачу с волчком и письмами от телезрителей. Писем настоящих, конечно тогда еще не было. Их все для первой съемки писала я сама, разными почерками... Волчок не сразу стал указывать на письма. В самых первых передачах волчок выбирал того, кто будет отвечать на вопрос. Но довольно быстро мы решили от этого отказаться, и с 1977 года волчок стал выбирать вопрос. Кстати, самый первый вопрос, который выбрал в передаче "Что? Где? Когда?" волчок, это был вопрос от Бориса Крюка. Так сложилась судьба. Борис придумал шахматную задачу, ему было тогда 11 лет.
         А вел самую первую передачу "Что? Где? Когда?" Саша Масляков. Масляков тогда был единственной фигурой, которому Лапин разрешал вести разные передачи. Он быстренько после другой передачи прибежал к нам в Останкинский бар и провел эту игру... Но уже после первой передачи Ворошилов сказал, что категорически не понимает, что должен делать он, когда есть другой ведущий... Мы стали решать проблему, как вести Ворошилову - человеку, которому запрещено появляться в кадре. Придумали вести за кадром. Он очень сомневался, а я сказала, что в этом есть свое решение. По сей день "Что? Где? Когда?" - это единственная передача, которую ведущий видит глазами зрителя.

    ВЕДУЩИЙ: Уникальность программы и в том, что она шла в прямом эфире.

    Н.И.СТЕЦЕНКО: С 1986-го года. Ворошилов ведь театральный человек. Единство времени для героев и для зрителя - было для него самое главное. Записанные передачи он называл "консервами". Если только была возможность работать в прямом эфире, он этого добивался.

    ВЕДУЩИЙ: Часто у зрителей создавалось впечатление, что Ворошилов не любит игроков, он слишком часто нападал на них... Это был режиссерский прием?

    Н.И.СТЕЦЕНКО: Наверное, это был и режиссерский прием. Вообще, это был стиль жизни Ворошилова. Он был человеком конфликта. Он считал, что без конфликта ничего не может родиться. Для него конфликт был не только законом искусства, но и законом жизни. Все наши репетиции он начинал с конфликта, он нападал сразу, причем нападал так, что человек даже не знал, как ему начинать защищаться. То же самое он делал со знатоками. Ему важен был конфликт, потому что из этого рождалась искра жизни.

    ВЕДУЩИЙ: - Так он деспот?

    Н.И.СТЕЦЕНКО: Вообще, деспот. Но режиссер должен быть деспотом. Я не верю в режиссеров с хорошим характером. Профессиональное заболевание режиссеров - язва. Режиссер - он ест самого себя и ест окружающих, у него не может быть хороший характер. А у Ворошилова был плохой характер, потому что он был великим режиссером. Это самое главное. Как человек может быть с хорошим характером, если он не спит ночью? Пока он не находит решения, он не живет, не ест, он не узнает людей, даже тех, с которыми давно знаком, он все время думает, он все время ищет, он пытается найти решение. Живет у себя в голове, практически не видит окружающего мира, совершенно отрешенный человек.
         Когда его спрашивали, как он может столько лет делать передачу "Что? Где? Когда?" и не делать никакую другую передачу, он говорил: для того, чтобы понять жизнь, мне хватит "Что? Где? Когда?" до конца моих дней и еще останется, в этой игре есть столько загадок, которые меня мучают, что я боюсь, что я их не смогу решить...
         Понимаете, для режиссера любое произведение, которое он делает - это только способ познания жизни и больше ничего. Игра - это всё только инструмент. Вопросы и знатоки - это поверхностный слой. Не в этом дело. Игра - это только создание обстоятельств для знатоков, в которых начинают проявляться их качества как личности. В момент игры человек может даже сам не знать, насколько он низок или насколько высок... Ворошилов говорил, что пленка, эфир - это черная дыра и эта дыра высасывает из личности все лучшее, что в ней есть. Если у человека там много, он может долго продержаться на экране, если мало, он очень быстро сойдет и будет не интересен.

    Телекомпания "Золотой телец", телеканал "СТО", г.Санкт-Петербург.
    2003 год

    © 1998-2019. Телекомпания "ИГРА-ТВ" 

    Права на использование произведения «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» защищены на основании гражданско-правового законодательства (Свидетельство РАО № 1763 от 19 ноября 1996 года) и являются объектом интеллектуальной собственности. Любое проведение данной игры без получения предварительного согласия (лицензии) неправомерно и преследуется по закону.

    По вопросам приобретения прав на проведение игр «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» для Вас и Вашей организации Вы можете обратиться к исполнительному директору отдела лицензионных проектов ООО «Телекомпания «Игра-ТВ» Наталии Кузнецовой на e-mail: kuznecova@tvigra.ru.