Ворошиловский стиль
Наталья СТЕЦЕНКО - генеральный директор телекомпании "ИГРА-ТВ", президент Международной ассоциации клубов "Что? Где? Когда?", жена и соавтор основателя телеигры "Что? Где? Когда?" Владимира Ворошилова. А еще Наталья Стеценко участвовала в создании программ "А ну-ка, девушки!", "А ну-ка, парни!", "Брэйн-ринг", "Любовь с первого взгляда", документального сериала "Наша биография", ток-шоу "Культурная революция"...
- Наталья Ивановна, вы ведь коренная москвичка?
- Я родилась, можно сказать, в самом сердце Москвы - родители мои вместе с бабушкой жили на Красной площади. Потом мама рассказывала, что в первую годовщину Победы, когда очень много народа собралось на главной площади страны, меня, совсем маленькую, выносили из дома, и я принимала участие во всеобщем ликовании. Личных воспоминаний об этом периоде жизни у меня, конечно, нет, но то, что родилась и прожила первые годы своей жизни на Красной площади - этот факт, конечно же, душу греет! Потом достаточно много времени путешествовала с родителями: они были геологами. И только с пятого класса стала учиться в Москве и жила на Старом Арбате.
- Эта небольшая московская улица - Арбат - имеет какой-то необыкновенный культурный потенциал...
- Для меня Арбат - моя маленькая родина. А любимая Москва - двухэтажные домики, зеленые скверики, извилистые улочки и внутренние дворики с клумбами. Но таких мест в Москве становится все меньше и меньше. Потом, когда Боря уже подрастал, мы жили в Тушино. Часто бегали зимой на лыжах, а летом ходили купаться на канал. Но родным местом остался Арбат. Интересно, что первое слово, которое в 4 года Борис сам прочитал, было "Смоленская" - та станция, на которой находится Арбат.
- Вы окончили филфак педагогического института. Как оказались на телевидении?
- Услышав по радио объявление о том, что набирают молодежь с высшим образованием на курсы телевизионных работников, заинтересовалась этим. Занимались целый год - нам давали очень объемное и разностороннее образование. Преподавали интересные мастера. Повсюду на телевидении - в редакции информации, в литературной редакции, в музыкальной, в молодежной, да практически везде, - работали мои сокурсники.
- И вы попали в знаменитую молодежку?
- Да, в молодежную редакцию - редакцию номер один в то время. Там использовались самые разные жанры: публицистика, игровое, развлекательное, музыкальное телевидение, снимались телефильмы. А какие замечательные кадры, просто творческий сгусток! И уникальные начальники - Маргарита Эскина, Валерий Иванов, которые были просто идеалами руководства! Мы создавали самые популярные телепередачи. Я окунулась в необыкновенно творческую атмосферу. Ежедневно с раннего утра и до позднего вечера мы фантазировали, спорили, разжигая и увлекая друг друга, мы жили интересами телевидения - это была тусовка, но не в теперешнем понимании этого слова, а настоящая творческая, интеллектуальная.
- Вы уже тогда начали работать с Ворошиловым?
- Я пришла в молодежку в 1968 году, а весной 1969 года я уже встретилась с Ворошиловым на телепрограмме "Аукцион". Я делала и другие передачи, к примеру, "А ну-ка, девушки!", потом мы пересеклись на передаче "А ну-ка, парни!". Ну а в последующие годы мы уже были вместе.
Я уже говорила о том, что молодежная редакция - это была неповторимая атмосфера, в которой собирались такие личности, как Володя Акопов, Анатолий Лысенко, Кира Прошутинская, Саша Масляков и многие другие. Сегодня - все громкие телевизионные имена, мастера, профи. Но какие-то основы, даже я бы сказала, глубины телевизионного познания, безусловно, заложены Ворошиловым. Он очень крупная телевизионная личность. Его чутье, его дотошность, его необыкновенное знание самой природы телевидения, его неординарные решения - это все для меня было уникальной школой.
- Какой эпизод запомнился именно из того времени?
- Пожалуй, первый эфир "Аукциона", после которого Владимир Яковлевич получил огромную корзину цветов от нашей молодежки. Это было признание профессионалов, наивысшая похвала, хотя, как вы понимаете, и завистников было немало. Но эта программа была тогда разорвавшейся бомбой, Ворошилов показал масштаб телеигры, в которой впервые на советском телевидении были реклама, кордебалет - это было первое настоящее шоу!
- А потом у Владимира Яковлевича возникла идея создания игры "Что? Где? Когда?", и вы стали первым редактором и соавтором программы. Как проходили первые пробы игры?
- Очень сложно. Надо было набирать игроков. Ездили по комитетам комсомола вузов Москвы с просьбой подобрать способных студентов для участия в интеллектуальной игре. Первыми знатоками стали студенты с разных факультетов МГУ. С вопросами для игры тоже были проблемы. Сначала мы их выискивали из писем телезрителей, приходивших на ЦТ, потом придумывали сами. Кстати, первый вопрос, о шахматах, придумал мой тогда 9-летний сын Борис. Впервые в дикторскую "Что? Где? Когда?" он попал еще в дошкольном возрасте: сидел рядом с Ворошиловым каждую игру. Он предложил и первое правило игры: проиграв, знатоки покидают клуб.
- Какой день считается официальным днем рождения игры "Что? Где? Когда?"?
- 4 сентября 1975 года, хотя на обкатку ушло еще не менее трех лет. И потом были трудности - нас не ставили в эфир, рубили на худсовете, но технику давали и группу не расформировывали. А популярность пришла только в 1978 году. После первой передачи в студию пришло очень много писем, впоследствии редакция задыхалась от мешков с письмами телезрителей. Приходили не только письма с вопросами, но и посылки, бандероли, а однажды один дотошный зритель приложил к вопросу огромную коробку, в которой лежал настоящий череп коровы!
- Все эти годы Борис (ныне известный ведущий Борис Крюк) рос как телевизионный ребенок?
- Я практически всегда была на работе, и мне часто приходилось Бориса таскать с собой, особенно в субботу и воскресенье, так как нужно было дать маме отдых - она, в основном, занималась его воспитанием. Борис рос на телевидении. А у Ворошилова было такое правило: кто бы ни появился на съемочной площадке - все должны работать. Поэтому Борис вместе с Ворошиловым придумывал вопросы, участвовал в съемочном процессе.
- Еще раз, что значит - придумывал вопросы, разве их не присылают зрители?
- Как правило, вопросы от телезрителей являются только поводом, наши сотрудники делают проверку, набирают необходимую информацию, практически, то, что звучит в эфире, - это уже авторская работа ведущего.
- И Борис, наверное, мечтал работать на телевидении?
- Нет. Я никогда не приветствовала это, и он сам решил поступать в технический вуз. Поступил в Бауманский институт, 6 лет отучился. Подрабатывал, конечно, пока учился. Мыл окна, например, на "Мосфильме", и я пришла в ужас, когда узнала, на какой высоте он работал! Подрабатывал и на телесъемках, у нас занимался музыкальными паузами. Когда Боря окончил институт и получил диплом, я подумала, что теперь вздохну свободно: у ребенка хорошая профессия - инженер. Но в ресторане, где мы втроем - я, Ворошилов и Борис - отмечали получение диплома, сын неожиданно вытащил значок ромбиком, свидетельствующий о получении высшего технического образования, опустил его в бокал с шампанским и сказал: "Все. Моя инженерная карьера закончена. Я хочу работать на телевидении". Я была в панике, а сын сказал, что если вы не хотите меня взять к себе, то я устроюсь в другую редакцию...
- А как отреагировал Владимир Яковлевич?
- Ворошилов, как человек прагматичный и здравый, сразу же сказал: "Работай". В это время шла подготовка к проведению Международного конгресса "Что? Где? Когда?" в Мариуполе, и Владимир Яковлевич предложил Борису полностью заняться подготовительным периодом - ему надо было придумать все от начала до конца проведения этого грандиозного мероприятия. Борис вылетел в Мариуполь на следующий день. Когда мы с Ворошиловым приехали за два дня до начала конгресса, то обнаружили, что в зале 12 столов с игроками, а зрителей будет не менее 700 человек. С Борей просто нельзя было разговаривать: он был все это время в эмоциональном стрессе, это мероприятие сделало его совсем другим человеком - требовательным, четким, строгим, решительным, твердым.
- Видимо, именно конгресс в Мариуполе стал началом игры "Брэйн-ринг"?
- Да, вы правы, Борис загорелся после Мариуполя такой идеей и стал разрабатывать технологию "Брэйна" как формулу для большого количества игроков. Он стал режиссером этой программы.
- Но почему же он не стал ее ведущим?
- В это время к нам пришел Стивен Лихия - представитель компании "Action Time", который искал рынок сбыта своих телепрограмм. Приехал с массой предложений, но, просмотрев все, я выбрала "Любовь с первого взгляда", так как у нас ничего подобного не было. Это была для нашего телезрителя абсолютно неизведанная, прогрессивная и даже, в некотором роде, шокирующая программа. Кстати, "Любовь с первого взгляда" стала и первой в истории российского телевидения развлекательной программой, сделанной по лицензии. Мы приобрели права на ее производство у британской телевизионной компании "Action Time" в 1991 году. Оказалось, что это абсолютно новый проект, первый пилот снимается в Лондоне, и нам предложили присоединиться.
- Долго выбирали ведущих?
- Аллу Волкову на роль ведущей отобрали сразу, она прекрасно знала английский язык, что также помогало в работе. Планировалось, что вместе с Аллой программу будет вести Андрей Козлов, но практика показала, что эмоциональный, активный Андрей рядом с Аллой смотрится как-то несуразно. Стали думать. И вдруг Ворошилов обратил внимание на Бориса - внешне такого "ботаника", который вроде бы в любви ничего не понимает, и, безусловно, не мачо.
- Борису нравилось работать на этой программе?
- Он и сейчас, вспоминая тот период, говорит, что игра "Что? Где? Когда?" - это передача, которая позволяет заранее выстроить все в голове, а на "Любви с первого взгляда" была полная импровизация от начала до конца, это было тяжелое испытание, но очень хорошая школа.
- Ворошилов хотел сделать Бориса своим преемником?
- Он несколько раз затевал этот разговор, но Борис к этому серьезно никогда не относился. Я помню, Андрей Каморин еще при жизни Ворошилова мне сказал по этому поводу: "Борису несолидно влезать в сапоги Владимира Яковлевича..." И Борис тоже так считал. Он вообще хотел уйти из телекомпании. Но в марте 2001 года умер Ворошилов. Я достаточно долго была в состоянии транса, руководство Первого канала настаивало на продолжении, считало, что мы не имеем права все бросить. Постепенно мы тоже пришли к этому убеждению. Но возникала самая главная проблема - обаяние голоса и личности ведущего. У Бориса нет такого харизматичного голоса, поэтому мы сначала пробовали многих актеров, проводили кастинг на роль ведущего, а потом убедились в том, что нужен не артист, а профессионал, который знает игроков, правила, обладает опытом, может учитывать все нюансы программы. Ведущий тоже должен быть игроком, а всем этим обладал Борис, который, по сути, уже был и автором, и режиссером, и продюсером этого проекта.
- И как же вы вышли из положения?
- Идея одновременно пришла и к Борису, и к Константину Эрнсту. На переходный период решили сделать компьютерный голос - вел Борис, но голос был абсолютно искажен.
- Но знатоки-то знали, что ведет Борис?
- Не только знатоки, даже некоторые сотрудники телекомпании ничего не знали. Более того, вначале было так: Борис приезжал на игру в джинсах и свитере, шел в дикторскую, что никого не удивляло, потому что он всегда там сидел... А потом привозили человека, одетого в смокинг, который тоже проходил в дикторскую, - это был двоюродный брат Ворошилова Юрий Борисович, который некоторое время "играл роль" ведущего. И все игроки считали, что ведет именно он.
- Этот компьютерный голос был таким неестественным...
- Механический голос так раздражал всех, хотя от игры к игре шло постепенное его очеловечивание, но все равно посыпались возмущенные письма телезрителей. Было понятно, что напряжение по поводу голоса ведущего преодолено, и Борис, оставаясь за кадром, заговорил уже своим голосом.
- Что-то поменялось в работе после Ворошилова?
- Борис оказался режиссером гораздо более требовательным, чем Владимир Яковлевич. Если говорить обо мне, то это яркий пример того, что мать не знает своих родных детей. Я Борю таким не знала и не знаю до сих пор. Если Ворошилов был человеком команды и принимал решение только за счет ее творческой работы, выслушивая всех и умея отсортировать самое нужное и важное, то Борис, как математик, все заранее просчитывает и приходит всегда со своим решением, которое обсуждает с командой, но только для того, чтобы еще раз утвердиться в своем решении. "Что? Где? Когда?" - очень авторская программа, и я думаю, что он прав.
- Что он привнес нового в правила игры?
- Он ввел 13-й сектор, в котором задаются вопросы из Интернета, он лишил денег знатоков, теперь деньги получают только телезрители, так как он считает, что знатокам достаточно популярности и славы, которую им дает телеигра. Вопросы же задают пенсионеры, военные, врачи, педагоги, дети, которым эти деньги необходимы, они их зарабатывают своим умом.
- А знаменитый ворошиловский стиль при съемках программ остался?
- Конечно, Ворошилов был мастером режиссуры. Мы всегда работали под прямой эфир, у нас нет съемок со "стопом", у нас и другие проекты снимаются как живая программа. Это школа Ворошилова. У нас никогда ни на какой нашей программе не бывает беспорядка, срывов, опозданий. Все четко, как часы. Если передача в эфире идет 26 минут, то ведущий имеет право только на 30 минут съемки. Под монтаж пойдут только 4 минуты. Это стиль Ворошилова, и так работаем все мы. Единственный человек, который имеет право сказать "стоп", - это звукорежиссер, и то это будет потом предметом разбирательства. Мне и Владимиру Яковлевичу много раз предлагали преподавать, но он всегда говорил: "Если кто-то хочет научиться чему-то у нас, пусть приходит на съемочную площадку и работает, я не могу на это тратить время".
- В какой-то момент, ведущий инкогнито Ворошилов решил рассекретиться. Почему?
- Эльдар Рязанов говорил, что ему дают еду в столовой с петрушкой, а Ворошилову без петрушки, потому что он ведет передачу в кадре, а Ворошилов за кадром. Но это шутка, а на самом деле это было влияние времени. Когда мы только начинали программу в середине 70-х, приветствовалось нивелирование личностей ведущих, а вот в начале 90-х автор-ведущий мог уже появиться в кадре и проявить себя.
- Слышала, что у Ворошилова всегда была задача выиграть у знатоков!
- Мне кажется, что на самом деле он всегда играл сам с собой. Если знатоки проигрывали, то зритель воспринимал это всегда как проигрыш передачи. Ворошилов так никогда не считал. Он сражался с ними всерьез и когда хотел выиграть, становился злым.
- Многие журналисты рассказывали о странной мистике Ворошилова. У него, к примеру, практически невозможно было взять интервью, потому что или не работали диктофоны, или кассеты с записями оказывались пустыми...
- Это правда. А он действительно был мистик, верил в нумерологию, не любил число "22" - для него это число было катастрофой. "6" очень любил. Отсюда и 6 игроков, и 6 раундов. А накануне похорон Ворошилова на съемочную площадку "Что? Где? Когда?" в Нескучном саду прилетел настоящий филин - символ нашей передачи. И все, кто был тогда там, почувствовали - это Ворошилов прощается...
Виолетта КОЛОКОЛКИНА
"Трибуна". 13 апреля 2008 года.
www.tribuna.ru/articles/2008/04/14/article6895/
|