Войти

X
Авторизация
Логин
Пароль
Напомнить пароль
Войти
Запомнить на 30 дней
Регистрация
Подтверждение регистрации
 
 
 
 
48
лет
в эфире!


Библиотека
игры


 Книги 
  • Ворошилов В.Я.
  • Лернер Л.В.
  • Русанова И.И.
  • Корин А. (сост.)


  •  Пресса 
  • о В.Ворошилове
  • о Н.Стеценко
  • о Б.Крюке
  • об игре
  • о знатоках
  • о телезрителях
  • список публикаций


  •  Вопросы-ответы 
  • Б.Крюк отвечает...
        - 2004 год
        - 2005 год
        - 2007 год
        - 2010 год
  • М.Поташев отвечает...
  • А.Друзь отвечает...
  • А.Козлов отвечает...
  • Б.Бурда отвечает...

  • "ЧТО? ГДЕ? КОГДА?" - 35 лет в эфире
    Информация для прессы
    (данные на сентябрь 2007 года)

         4 сентября 1975 года официально считается днем рождения игры "Что? Где? Когда?".

         За период с 1975 по сентябрь 2007 года было сыграно 259 игр.
         87 игр за период с мая 2001 по сентябрь 2007 года провёл Борис Крюк.

         Знатокам было задано 2 962 вопроса.
         Из них 867 вопросов было задано в период с мая 2001 по сентябрь 2007 года.

         С 2002 по 2005 год телезрители заработали 8 млн. 337 тыс. 710 рублей и 1 тысячу Евро.


    Места проведения игр:

         С 1976 по 1982 год игры "Что? Где? Когда?" проходили в баре Останкинского телецентра.
         С 1983 по 1986 год - в старинном особняке на улице Герцена (теперь Большая Никитская) в доме № 47, где размещался учебно-методический центр МГК ВЛКСМ по организации свободного времени молодежи.
         В 1987 году состоялись три прямых эфира из Болгарии.
         В 1988-ом и в 1989 году игры "Что? Где? Когда?" проходили в Центре Международной торговли на Красной Пресне.
         С 1990 года все игры телевизионного элитарного клуба "Что? Где? Когда?" проходят в Охотничьем домике в Нескучном саду.
         Охотничий домик - памятник архитектуры 18 века, часть увеселительной усадьбы князя Никиты Юрьевича Трубецкого. Построен в период между 1739 и 1753 гг..


    Основные правила игры:
    1. В игре принимают участие две команды - команда телезрителей и команда знатоков. Команда знатоков состоит из 6 человек.
    2. Телезрители задают вопросы знатокам, а знатоки за 1 минуту обсуждения пытаются найти ответ на поставленный вопрос. Если знатоки правильно отвечают на вопрос, они зарабатывают очко. Если знатоки неправильно отвечают на вопрос, очко получают телезрители. Кроме очка, телезритель, на чей вопрос знатоки не смогли дать правильный ответ, получает денежный приз.
    3. Игровой стол разделен на 13 секторов. В 12-ти секторах находятся конверты с вопросами от телезрителей, присланные по почте. В "13-ом секторе" играют вопросы от телезрителей, поступившие по Интернету во время игры.
    4. Какой вопрос будет задан знатокам, определяет стрелка волчка. Если стрелка указывает на сектор, который уже играл, то задается вопрос из следующего по часовой стрелке сектора. Если стрелка волчка выбирает "13-ый сектор", компьютер случайным образом выбирает один из вопросов, поступивших по Интернету к этому моменту. "13-ый сектор" может выпасть не более 1 раза за игру.
    5. Знатоки имеют право отвечать на вопрос без минуты обсуждения. Если этот ответ будет признан правильным, то знатоки получают дополнительную минуту на обсуждение, которую могут использовать при поиске правильного ответа на другой вопрос данной игры.
    6. Игра идет до 6 очков.

    "Что? Где? Когда?" и премия "ТЭФИ"

     1997 
         Игра "Что? Где? Когда?" - победитель конкурса в номинации "Развлекательная программа".

     2001 
         Программа "Что? Где? Когда?" - победитель конкурса в номинации "Телевизионная игра".

         Владимир Ворошилов - приз "За личный вклад в развитие отечественного телевидения" (посмертно).

         Александр Фукс - победитель конкурса в номинации "Оператор" (посмертно).

     2002 
         Программа "Что? Где? Когда?" вышла в финал номинации "Телевизионная игра".

     2003 
         Наталия Плуталова - победитель конкурса в номинации "Звукорежиссер".

     2004 
         Программа "Что? Где? Когда?" вышла в финал номинации "Телевизионная игра".

     2005 
         Программа "Что? Где? Когда?" вышла в финал номинации "Телевизионная игра".


    Краткая летопись игры

     1975 
         4 сентября 1975 года официально считается Днем рождения игры "Что? Где? Когда?". В этот день впервые вышла в эфир "Семейная викторина "Что? Где? Когда?".
         В передаче приняли участие две команды - семья Ивановых и семья Кузнецовых из Москвы. Передача снималась частями - сначала в гостях у одной семьи, а потом - у другой. Каждой команде задавалось по 11 вопросов. Два сюжета соединялись в один при помощи фотографий из семейных альбомов Ивановых и Кузнецовых. В эфир вышла 1 программа.
         1975 год - это год поиска формы игры. Волчка в передаче еще не было.

     1976 

      Из воспоминаний В.Я.Ворошилова: "Как-то зашел в Дом игрушки, чтобы купить что-нибудь в подарок моему приятелю трех лет от роду. Увидел волчок с прыгающей лошадкой и купил сразу два, второй - себе. Играл, не выходя из дома, дней десять"...
          Воспоминания Н.И.Стеценко об истории возникновения игры "Что? где Когда?" (далее...)

         В 1976 году "Семейная викторина "Что? Где? Когда?" превратилась в телевизионный молодежный клуб "Что? Где? Когда?".
         В записи передачи 1976 года приняли участие студенты нескольких факультетов МГУ.
         В игре появился волчок.
         Минуты обсуждения еще не было. Участники игры отвечали на вопросы сразу, без подготовки. Каждый участник играл сам за себя.
         Стрелка волчка выбирала того человека, который будет отвечать на вопрос телезрителя. Ответил на вопрос - получи приз - книгу. Ответил на семь вопросов - получи главный приз - комплект книг.
         Ответы игроков оценивали члены почетного жюри - академик АМН СССР О.В.Бароян, член-корреспондент АН СССР В.О.Гольданский, писатель Д.С.Данин.
         В.Я.Ворошилову в то время было запрещено появляться в кадре, поэтому первым ведущим игры стал Александр Масляков. Он провел всего одну игру.
         В 1976 году передача вышла в эфир один раз - 24 апреля.

     1977 
         Ведение передачи переносится за кадр.
         Ведущего в кадре сменили четыре голоса за кадром. Среди новых закадровых ведущих были Владимир Ворошилов и сотрудники молодежной редакции ЦТ, журналисты Андрей Меньшиков и Светлана Бердникова, а также геолог Зоя Арапова (в настоящее время Зоя Павловна Арапова работает в "Продюсерском центре "Игра-ТВ" в должности управляющего делами).
         В.Ворошилов был основным ведущим игры, остальные голоса выполняли вспомогательную роль - озвучивали письма телезрителей.
         Кто вел передачу "по ту сторону экрана" для телезрителей долго оставалось загадкой. А за Владимиром Ворошиловым прочно закрепилось "прозвище" "Инкогнито из Останкино".
         В 1977 году волчок впервые указывает на письма телезрителей, а не на отвечающего игрока!
         В игре появляется минута обсуждения!

         Каждый правильный ответ приносит приз-книгу в общий фонд участников игры.
         Если члены клуба проигрывали вопрос, вся шестерка игроков менялась.
         В 1977 году в клубе появилась традиция вручать приз телезрителю за лучший вопрос.
         В зале появился живой символ передачи - филин Фомка.
         В 1977 году в клубе была сыграна одна игра.

     1978 
         С 1978 года В.Я.Ворошилов становится единственным закадровым ведущим игры.
         С 1978 года игры в телевизионном клубе "Что? Где? Когда?" становятся традиционными и постоянными. В 1978 году было сыграно 9 игр.

     1979 
         В 1979 году участники передачи впервые называются знатоками. До этого момента все игроки были "членами клуба" "Что? Где? Когда?" или просто "участниками" передачи.
         Призы-книги представляет Тамара Владимировна Вишнякова - член президиума Всесоюзного общества книголюбов, директор Московского дома книги. Т.В. Вишнякова представляла призы для знатоков до 1983 года.
         В игре появляется первая музыкальная пауза.

          24 января 1979 года в игре "Что? Где? Когда?" прозвучала первая музыкальная пауза.
           На протяжении нескольких лет игра "Что? Где? Когда?" была одной из немногих на советском телевидении передач, где можно было увидеть клипы популярных зарубежных исполнителей.
           Музыкальные паузы первое время всегда шли в записи. Номера с участием приглашенных на игру артистов появились только в 1982 году, а с 1983 года музыкальные паузы в зале стали традиционными.
           В музыкальных паузах 1983-2000 гг. принимали участие: А.Вески, Н.Караченцов, А.Пугачева, В.Леонтьев, Л.Гурченко, К.Райкин, И.Скляр, Л.Вайкуле, Ю.Антонов, В.Малежик, группа "Веселые ребята" и другие популярные эстрадные исполнители.
           На юбилейных играх в 2000 году "Хрустальная сова" за лучшую музыкальную паузу за 25 лет существования игры "Что? Где? Когда?" была вручена Константину Райкину. Номер с участием К.Райкина был показан 29 декабря 1984 года.
           С 2001 по 2004 год в музыкальных паузах принимали участие: Л.Гурченко, Л.Вайкуле, И.Лагутенко, А.Варум, В.Пресняков, Н.Басков, группы "Машина времени" и "Воскресение", Ф.Киркоров, Витас, Лолита, арт-группа "Хор Турецкого" и другие исполнители.

     1980 
         В игре 23 апреля 1980 года впервые упоминается имя ведущего игры: "Вел передачу Владимир Ворошилов".

     1981 
         Первая почетная награда клуба - "Знак совы".

          "Знак совы" - переходящая награда-подвеска в виде деревянной совы. Приз вручался в 1981 году лучшему знатоку игры. Первый обладатель - Александр Бялко.

     1982 
         Окончательно определилась форма игры.
         Введено новое правило: игра продолжается до шести очков. До этого момента счет игры все время был разным - задавалось столько вопросов, сколько позволял хронометраж.
         Появляется "фирменная" фраза ведущего: "Счет 0:0. Телезрители против знатоков. Первый раунд".

     1983 
         Первый черный ящик.

           Черный ящик впервые появился на игре "Что? Где? Когда?" 6 декабря 1983 года. Это был самый первый "черный ящик" на советском телевидении.
           За 30 лет в черном ящике побывали сотни самых разных предметов: мыло, дирижерская палочка, череп, туалетная бумага, свадебное платье, пух от перины, шпоры, кирпич, головка сыра, кочан капусты, купальник-бикини, баночка с мочой, будильник, живая бабочка. Несколько раз за всю историю игры в черном ящике было пусто.
           В настоящее время на игре используются четыре разных по размеру черных ящика. Все они сделаны из дерева, внутри обиты бархатом.
           По статистике последних лет, вопрос с черным ящиком выпадает в среднем три раза за четыре игры.

     1984 
         Первый финал года с непосредственным участием телезрителей.
         Первые "Хрустальные совы".

           Приз "Хрустальная сова" учрежден в 1984 году.
           Первый знаток-обладатель "Хрустальной совы" - Нурали Латыпов.
           Первые "Хрустальные совы" были изготовлены на стекольном заводе в г. Гусь-Хрустальном Владимирской области.
           С 1985 года приз "Хрустальная сова" делают на Львовской экспериментальной керамико-скульптурной фабрике (гутное стекло, ручная работа, художник по стеклу В.В.Драчук).
           С 1984 по 1990 год приз "Хрустальная сова" вручался один раз в год - лучшему игроку года в команде телезрителей и в команде знатоков.
          
           С 1991 по 2000 год приз вручался два раза в год - в финале летней и зимней серии. Исключением стали юбилейные игры 2000 года, когда "Хрустальная сова" вручалась лучшему знатоку каждой игры серии.
           С 2001 года "Хрустальная сова" вручается 4 раза в год в финальной игре весенней, летней, осенней и зимней серии. Приз получает лучший игрок победившей команды - знаток или телезритель.
           В списке знатоков-обладателей приза "Хрустальная сова" - 31 человек. 9 знатоков элитарного клуба имеют в своих "коллекциях" несколько сов.
           Александр Друзь - четырехкратный обладатель приза "Хрустальная сова" (1990, 1992, 1995, 2000, 2000).
           Федор Двинятин - четырехкратный обладатель приза (1991, 1994, 2000, 2002).
           Максим Поташев - трехкратный обладатель почетного приза (1997, 2000, 2000).
           Двукратные обладатели приза "Хрустальная сова": Алексей Блинов (1993, 1994), Андрей Козлов (1994, 1995), Александр Рубин (1995, 1996), Борис Бурда (1998, 2000), Валентина Голубева (лето 2003, осень 2003).
           В "коллекции" Аси Шавинской тоже две совы, но одна из них "Хрустальная", а другая - "Бриллиантовая".

           Среди обладателей приза "Хрустальная сова" - 14 телезрителей.
           1984 - Александр Злобин, Дубна, инженер.
           1985 - Сергей Охримчук, школьник, село Топоры, Хмельницкая область.
           1988 - Григорий Некрич, хирург и Марина Козяева, педагог, г.Свердловск.
           1990 - Сергей Коростелкин, г .Орел.
           1995 - сборная команда телезрителей: Людмила Канахина, г.Санкт-Петербург; Юрий Володин, г. Москва; Ольга Овечкина, г.Волгоград; Илья Лихачев, г. Воронеж; Ирина Шибанова, г. Самара; Марк Григорян, г. Ереван.
           1997 - Любовь Лалаева, п. Каджером, Республика Коми.
           2002 - Армас Таттари, г. Пермь, пенсионер.
           2003- Валентина Гуляева, село Ельцовка, Алтайский край, библиотекарь.

     1986 
         Первые блицтурниры.
         Первый прямой эфир - 24 октября 1986 года.
         С этого момента передача "Что? Где? Когда?" выходит только в прямом эфире.

           24 октября 1986 года в прямом эфире был проведен эксперимент - подсчитывался индекс популярности программы "Что? Где? Когда?".
           В зале был установлен компьютер, который показывал частоту электрического тока в сети. Эта частота колеблется в зависимости от количества потребителей, в том числе и от кол-ва включенных телевизоров.
           Всем телезрителям при счете "ноль" предлагалось выключить свои телевизоры на 10 секунд.
           Результат эксперимента: 42,3 % телезрителей 24 октября 1986 года смотрели игру "Что? Где? Когда?" по первой программе Центрального телевидения.

     1987 
         Серия международных игр "Что? Где? Когда?".
         Три прямые трансляции из здания Народного Дворца культуры им. Людмилы Живковой в Софии (Болгария).
         Играли: сборная членов национального Клуба знающих (Болгария) и сборная команда знатоков клуба "Что? Где? Когда?" (СССР).
         Призы: изделия народных промыслов, картины, ювелирные изделия и т.п..

     1988 
         Серия игр в международном клубе "Что? Где? Когда?".
         Играли команды СССР, США, Болгарии, Польши, Франции.
         Прямые трансляции из Центра международной торговли ("Совинцентр") в Москве.
         Призы: акции игры "Что? Где? Когда?", а также самые различные предметы и изделия - от мороженого из США до диковинных в то время голубых гвоздик из Армении.

     1990 
         С 1990 года все игры телевизионного элитарного клуба "Что? Где? Когда?" проходят в Охотничьем домике в Нескучном саду.

     1991 
         Зимой 1991 года на игровом столе в качестве приза впервые появились деньги.
         Интеллектуальный клуб становится интеллектуальным казино.
         Ведущий стал называться крупье.
         Впервые появляется фраза: "Интеллектуальное казино - единственное место, где можно заработать деньги своим собственным умом".
         Введен титул Бессмертного члена элитарного клуба.
         Бессмертные члены клуба получают право остаться в клубе, несмотря на проигрыш команды. Атрибутом Бессмертных становится красный пиджак.

     1992 
         В игре появляется сектор "Зеро".
         Всплеск активности телезрителей. В 1992 году в адрес программы пришло 230 тысяч писем с вопросами.

           В период с 1975 по 1982 год в адрес игры "Что? Где? Когда?" поступила 381 тысяча 500 писем с вопросами.
           С 1983 по 1986 год - 768 тысяч писем, в 1990 году - 44 тысячи 600, в 1991-ом - 64 тысяч 450.
           В 1992 году в адрес передачи пришло 230 тысяч вопросов. С этого времени количество годовой почты изменялось мало и оставалось на уровне 220-250 тысяч писем в год.
           В 2004-ом году получено 240 тысяч писем.
           Разбор почты ведется в течение всего года. Чтобы отобрать 30-40 вопросов для игры разборщики прочитывают примерно 20 тысяч писем. Из отобранных вопросов больше половины не проходят т.н. "второй уровень разбора" - не нравятся редакторской группе или не проходят редакторскую проверку, т.е. изложенные в вопросе факты не соответствуют действительности.
           Как правило, письма телезрителей попадают на игровой стол не раньше, чем через год после отправки. Некоторые вопросы ждут своей очереди по 3-4 года.
           Санкт-Петербург и Москва - лидеры по количеству присылаемых на игру вопросов.

     1993 
         Зимой 1993 года знатоки в первый раз появились на игре в смокингах.

     1995 
         Игре "Что? Где? Когда?" - 20 лет.
         Юбилейные зимние игры проходят под девизом: "Последняя гастроль. Игры Бессмертных". Звание первого Магистра игры.

           В юбилейной серии играли команды Алексея Блинова, Михаила Смирнова и Виктора Сиднева. Команда Михаила Смирнова проиграла финальную игру со счетом 6:5. Почетное звание "Лучшей команды за все 20 лет существования элитарного клуба" присуждено команде телезрителей. Каждый игрок победившей команды был награжден "Хрустальной совой".
           Александр Друзь был назван лучшим игроком за 20 лет существования элитарного клуба. Он удостоен почетного звания Магистра игры "Что? Где? Когда?" и награжден орденом "Бриллиантовая звезда".
     2000 
         "Что? Где? Когда?" - 25 лет. Юбилейные игры прошли под девизом "Последняя гастроль". На кону была судьба элитарного клуба "Что? Где? Когда?".

           В.Ворошилов: "Перед каждой программой у нас звучат слова: "Что наша жизнь? - Игра". А что игра, как не наша с вами жизнь?.. Вот на эту жизнь, на игру и будем играть. Будем играть на судьбу элитарного клуба. Если знатоки выиграют юбилейные игры, то, так и быть, я попытаюсь еще тянуть этот воз дальше. Но, если знатоки проиграют юбилейные игры, то - стоп. Я делаю жирную точку. И заканчиваю, во всяком случае, свою историю в клубе знатоков. Вот таковы наши ставки".
         В юбилейных играх принимали участие: команда знатоков 70-х, команда 80-х, команда 90-х, команда Интернета и команда детей-знатоков.
         Максим Поташев по итогам всеобщего зрительского голосования признан "Лучшим игроком за все 25 лет существования элитарного клуба". Он получил звание Магистра игры "Что? Где? Когда?" и главный приз юбилейных игр - орден "Бриллиантовая звезда".
         За кандидатуру Максима Поташева проголосовало 50 тысяч телезрителей программы.

         Финал юбилейной серии состоялся 30 декабря 2000 года. Со счетом 6:5 выиграли знатоки.

           В.Ворошилов: "Счет становится 6:5. Победа знатоков. Элитарный клуб выиграл финал юбилейных игр "Что? Где? Когда?". И я буду вынужден подчиняться любому решению знатоков закрывать клуб или нет: Нам - 25 лет. Здесь - 25 свечей. Я хочу поздравить всех вас с Новым годом. Я искренне желаю вам и себе тоже здоровья. Прежде всего - здоровья. А остальное всё будет.
           Знатоки: Выиграем остальное:Капитаны интересуются - когда будут следующие игры. И все интересуются.
           Ворошилов: Ну что ж, я обещал починиться знатокам, но не сказал срок:Не будем сейчас уточнять - у нас праздник сегодня. Не столько у меня, как у вас праздник. Я проиграл, ну, что тут сделаешь? Надо уметь проигрывать. .. Хорошо бы музыка какая-нибудь прозвучала сейчас. Во дворе у нас сейчас зажжется цифра 25. И это будет очень красиво. Давайте посмотрим".
           Все задувают свечи на торте и постепенно выходят во двор. Горящие цифры "25" на площадке. Ворошилов на первом плане вместе с Друзем и Поташевым. Чуть сзади - все остальные знатоки. Вид сверху: горящие цифры "25" на площадке. Все стоят на крыльце, прощаясь, машут руками. А в это время кукла Ворошилова гасит свечи в игровом зале: Финальные титры передачи.

         30 декабря 2000 года Владимир Яковлевич Ворошилов провел свою последнюю игру.

         10 марта 2001 года Владимир Яковлевич ушел из жизни. Юбилейные игры стали его "Последней гастролью".




    Генриетта Яновская, главный режиссер Московского театра юного зрителя:
         "Когда возникла передача "Что? Где? Когда?", она была разорвавшейся бомбой.. Возникновение ее было колоссальным открытием в те времена. Поразительна возникшая тогда масса вещей... Свет этой передачи, который резко отличался от любого света, который мы видели на экране. Ритмы этой передачи. Ритм камеры. Бегающая камера. Камера летящая. Камера абсолютно адекватная ритму происходящего. Для телевизионной передачи - абсолютно невозможная вещь, которой просто не было. Камера взволнованная, камера умная, камера, заглядывающая в глаза, выразительная:Найденный ход, когда таинственный голос, который постоянно общался, был часто несправедлив, вызывал к себе отрицательное отношение, вызывал гнев, вдруг появлялся каким-то профилем, затылком, проходя по передаче: Это передача, где на экране происходит совершенно фантастическое действо, игра ума, не знаний. Ничего сильнее игры ума я не знаю. Ничего прекраснее игры ума я не знаю. Игра ума - это самый блистательный дар, который нам дам свыше. И это то, что происходит в этой программе. Я даже долго не могла поверить в правду этой передачи, хотя я видела, что это правда".


    Константин Райкин, художественный руководитель театра "Сатирикон":
         "У нас таких передач на телевидении не было. У нас и потом таких передач не было. Я даже передачей не могу ее назвать, это какое-то открытие некое. Это как раз тот случай, когда телевидение становится искусством в самом полноценном смысле этого слова.
         А сколько лиц было открыто благодаря игре! Народными героями стали интеллектуалы. Не только футболисты, не только хоккеисты. Люди, которые больше знают, лучше соображают. Потрясающе! Какая-то шкала ценностей сменилась, благодаря этой передаче. Она делала и делает гигантское дело".



    Бари Алибасов, продюсер:
         "У Ворошилова была лучшая команда. Я представляю, что получал там оператор, если он не показывал действие, которое происходило. Я представляю, что было с этим оператором после такого эфира. Но я представляю и уровень профессиональный этого оператора, который понимал, что нужно стерпеть и понять эту высочайшую степень ответственности. А высшая ответственность - это ответственность перед телезрителем. Это - самое главное. И не дать телезрителю возможности ни на секунду потерять эту эмоциональную ниточку, задача эта по силам только великим творцам. Ворошилов был одним из таких великих творцов. Я убежден, что все, кто более талантлив, более способен, терпели от него наибольшие упреки, может быть, и крики. Я уверен абсолютно, что самые близкие натерпелись от него больше всего, и именно они с ним были с начала и до конца месяцы, дни, годы. И именно они были тем костяком, который был его самым мощным фундаментом и опорой. Я абсолютно уверен, что от него плакали. А те, кто плакал, его любили. Может быть, они этого даже не знали. Но вот когда его не стало, очень многие поняли, что для них означал этот творец по имени Владимир Яковлевич Ворошилов.
         Он им сделал судьбу, он им сделал жизнь. Он создал команду, которая преодолеет любые, как мне кажется, преграды. А те, кто был бездарен, на кого нельзя было положиться, они не заслуживали ни его крика, ни повышенного тона".





     2001 
         С мая 2001 года автором, ведущим, режиссёром и продюсером игры "Что? Где? Когда?" стал Борис Крюк.
         19 мая 2001 года в эфир вышла первая передача Бориса Крюка. С этого момента начинается новая глава в истории игры "Что? Где? Когда?".

         Первые две серии имя нового ведущего игры держалось в секрете, а голос специально обрабатывался при помощи компьютера. Позже информация о новом ведущем перестала быть тайной, но до сих пор имя ведущего игры в титрах отсутствует. Игроки в передаче обращаются к ведущему только так: "Господин Ведущий!".

         Летняя серия игр 2001 была посвящена памяти Владимира Ворошилова (май-июнь).
         В играх принимали участие лучшие игроки 70-х, 80-х и 90-х годов.
         Главный вопрос серии: "Быть или не быть программе "Что? Где? Когда?" без Владимира Ворошилова". Для того, чтобы игра продолжалась, знатоки должны были выиграть финальную игру серии, а телезрители должны были большинством голосов проголосовать за продолжение игры.
         Результат: финал знатоки выиграли со счетом 6:4, а телезрители проголосовали так: "Игре быть" - 74 819 человек (91 %), "Не быть" - 6 678 человек (9 %).

         Зимние игры 2001 года.
         Новый дизайн студии.
         Знатоки больше не играют на деньги.

         Теперь в игре "зарабатывают своим умом" только телезрители. Сумма выигрыша зависит от результата голосования по телефону во время прямого эфира. Разница между количеством позвонивших телезрителей, которым вопрос понравился и теми, кому вопрос не понравился, составляет сумму выигрыша телезрителя.
         Введен "13 сектор". В этот сектор пользователи сети Интернет могут присылать вопросы на игру прямо во время прямого эфира.
         Введена "Помощь Магистров".
         В клубе появились новые капитаны - Алесь Мухин, Марина Уфаева.

     2002 
         Впервые сыграно четыре серии игр - весенняя, летняя, осенняя и зимняя серии.
         Впервые игра проходит по пятницам (раньше по субботам).
         Возрождается традиция приглашать на финал года телезрителей.
         В зимней серии игр начат отбор игроков в команду МТС. Каждый телезритель получил шанс попасть за стол знатоков. Чтобы принять участие в игре МТС, нужно отправлять SMS-сообщения с ответами на вопросы во время прямого эфира. Наиболее удачливые телезрители получат шанс попасть на отборочный тур и стать членами команды МТС, которая через год сядет за игровой стол.

         Учрежден новый почетный приз - "Бриллиантовая сова".

           "Бриллиантовая сова" - главный приз года. Вручается в финальной игре лучшему игроку победившей команды.
           Приз "Бриллиантовая сова" выполнен из серебра и хрусталя по технологии "Алмазная грань" (ручная работа). В украшении совы использовано 70 рубинов. Вес "Бриллиантовой совы" более 8 кг.
           Обладатели:
           2002
           Телезритель Владимир Лебедев, г. Пинск, Республика Беларусь.
           2003
           Телезрительница Мария Мельникова, г. Москва.
           2004
           Игрок элитарного клуба "Что? Где? Когда?" Ася Шавинская, г.Санкт-Петербург.
           2005
           Телезрительница Жанна Полянская, г.Сыктывкар.

     2003 
         Весенняя серия - появились бегущие строки и информационное табло на экране.
         Зимняя серия - прошла первая игра с участием абонентов МТС. Этот опыт оказался удачным. Команда МТС показала хорошую игру и в 2004 году стала полноправным членом элитарного клуба "Что? Где? Когда?" (команда Андрея Бычуткина).

     2004 
         Главное правило сезона-2004: любая команда знатоков, проигравшая телезрителям, прекращает участие в играх элитарного клуба до конца года. Спасти проигравшие команды может лишь победа команды знатоков в финале года.
         Осенние игры - отменена традиционная раскладка писем телезрителей на столе перед началом игры. Появилась вращающаяся люстра, в мониторах которой видны фотографии всех игроков команды телезрителей.
         В сезоне 2004 года шесть команд знатоков проиграли свои игры. В финал года вышла команда Андрея Бычуткина, которая выиграла у телезрителей со счетом 6:5. Все проигравшие команды получили право играть в элитарном клубе в 2005 году.
         В финальной игре игрок команды Андрея Бычуткина Ася Шавинская стала первым в истории клуба знатоком-обладателем "Бриллиантовой совы".

     2005 
         2005 год - год 30-летия игры "Что? Где? Когда?". В клубе знатоков появились новые, не совсем обычные для элитарного клуба команды игроков.
         В юбилейный год к традиционным правилам игры добавились "правила прошлых лет". В зимней серии появились сектора "Блиц", "Суперблиц", а также начало действовать правило удаления игрока за неправильный ответ.
         Сезон Юбилейных игр 2005 года состоял из 4 серий: весенней, летней, осенней, зимней серии и финала года.

         В весенней серии игр свои силы в качестве знатоков попробовали четыре новые команды:
         команда лучших телезрителей (набрана из телезрителей, которые присылали вопросы на игру и обыгрывали знатоков);
         команда любителей и поклонников игры "Что? Где? Когда?" (в состав команды вошли: певец Николай Басков, автор детективных романов Татьяна Устинова, автор песен и стихов Лариса Рубальская, композитор Александр Журбин, депутат ГД РФ Олег Морозов, юрист Михаил Барщевский - капитан);
         команда абонентов МТС;
         и команда ведущих Первого канала (Арина Шарапова, Яна Чурикова, Николай Дроздов, Юрий Вяземский, Валдис Пельш, Владимир Меньшов - капитан).
         Наилучший результат в весенних играх показала команда любителей и поклонников "ЧГК" во главе с Михаилом Барщевским, обыгравшая телезрителей со счетом 6:4, и получившая шанс продолжить свое участие в летних играх элитарного клуба. Лучшим игроком команды стал Николай Басков.

         В летних, осенних и зимних играх 2005 года приняли участие команды Валентины Голубевой, Михаила Барщевского, Андрея Бычуткина, Алексея Блинова, Алеся Мухина, Виктора Сиднева и Андрея Козлова. По результатам этих игр в финал 2005 года вышла команда Алексея Блинова.

         Финальная игра года состоялась 24 декабря 2005 года. В команде знатоков играли Фёдор Двинятин, Александр Рубин, Ровшан Аскеров, Елена Орлова, Сергей Виватенко и Алексей Блинов (капитан). Игра закончилась со счетом 6:3 в пользу телезрителей.
         Обладателем главного приза года - "Бриллиантовой совы" - стала телезрительница Жанна Полянская. С 2001 по 2005 год вопросы Жанны Полянской играли пять раз. Три раза телезрительница из Сыктывкара была участницей финальной игры года. Вопрос, выпавший в финале 2005 года, принес Жанне пятую победу над знатоками.
         Так же, как в финальных играх, посвященных 20-летию и 25-летию "Что? Где? Когда?", в финале игр 2005 года был назван новый Магистр игры "Что? Где? Когда?" (в 1995 году Магистром игры стал Александр Друзь, в 2000 году - Максим Поташев).
         Третьим Магистром игры "Что? Где? Когда?" стал Виктор Сиднев, играющий в элитарном клубе с 1979 года.
        

    © 1998-2024. Телекомпания "ИГРА-ТВ" 

    Права на использование произведения «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» защищены на основании гражданско-правового законодательства (Свидетельство РАО № 1763 от 19 ноября 1996 года) и являются объектом интеллектуальной собственности. Любое проведение данной игры без получения предварительного согласия (лицензии) неправомерно и преследуется по закону.

    По вопросам приобретения прав на проведение игр «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» для Вас и Вашей организации Вы можете обратиться к исполнительному директору отдела лицензионных проектов ООО «Телекомпания «Игра-ТВ» Наталии Кузнецовой на e-mail: [email protected].