Многие годы Наталия Алексеевна была звукорежиссёром-постановщиком телеигры «Что? Где? Когда?», а также многих других передач телекомпании «Игра».
Удивительным образом она умела из голоса, музыки, шумов создавать особенное звуковое пространство, которое всегда несло отпечаток её большого таланта.
Работу с В. Я. Ворошиловым Наталия Плуталова начинала на программе «А ну-ка, парни!» и в течение 25 лет была его бессменным «режиссёром по звуку», блистательно решая, казалось, невыполнимые задачи. Так, например, в 1987 г. для прямых трансляций «Что? Где? Когда?» из Болгарии она разработала и осуществила уникальную систему синхронного перевода в прямом эфире.
Помимо работы звукорежиссером, Наталия Плуталова была музыкальным редактором программы. Многие мелодии, звучащие в передаче до сих пор – от «волчка» и «чёрного ящика» до музыки в кулуарах между раундами – были подобраны Наталией Алексеевной. А 1990-е годы она выступила в роли постановщика, придумывая и воплощая концертные номера с актерами в музыкальных паузах «Что? Где? Когда?» в Нескучном саду.
Отрывок из книги Л. Лернера «Минута на размышление»:
– В прошлом я пианистка, закончила "Гнесинку", – рассказывает Наталия Плуталова.- Играла, преподавала, но вынуждена была оставить и то, и другое. У меня началось профессиональное заболевание рук, как говорят музыканты – "переигранные руки". Болезнь практически неизлечимая. Возник грозный вопрос: что теперь делать? И тут среди бесчисленных телефонных звонков с выражением сочувствия раздался один, который я буду помнить всю жизнь: "Наташа, есть выход. Хочешь работать на телевидении?" – "Хочу! – чуть не закричала я. – Но ведь я ничегошеньки не умею". Я в самом деле совершенно не представляла себе, что такое работа на телевидении. Оказалось, речь шла о телевизионных курсах. В частности, по подготовке звукорежиссёров...
– Не жалеете, что пришлось сменить профессию?
– Нисколько! Я очень полюбила звукорежиссуру. Это просто необъятное поле деятельности - здесь можно учиться до старости. У нас ведь до сих пор нигде не дают настоящего звукорежиссерского образования. Когда мы ездили на международную встречу в Болгарию, я познакомилась с болгарскими коллегами. Оказалось, что все они учились в ФРГ. А мы учимся только на своих ошибках, варимся в собственном соку. "Режиссёр по звуку" должен работать в принципе так же, как "режиссер по картинке",- важно уметь сделать звук ощутимым, чтобы он рождал ассоциации.
Начинала я еще в передаче "А ну-ка, парни!". Передача делалась в Останкине. Останкинский телецентр тогда только-только открылся. А с Ворошиловым работал звукорежиссер с Шаболовки, который в новой обстановке не очень ориентировался. Меня поставили к нему в помощь. И вот как-то ночью (у меня был выходной) звонит мой шеф в страшном волнении: "Наташа, сегодня вечером записывал парад духового оркестра. Запись вышла ужасная, сам не пойму отчего. Придешь завтра – послушай". Я пришла, послушала-действительно плохо. И поняла, что шеф, сам не решаясь сказать об этом Ворошилову, хочет, чтобы сказала я, тогда еще совсем новичок. А что я? Я ведь тоже боялась. Но взяла себя в руки и... Вы представляете, что такое – предложить переписать парад духового оркестра? Это снова собрать пятьсот военных музыкантов в студии, где они и так уже потели целый вечер! Все-таки подошла к Ворошилову и, зажмурившись от страха, заявляю: "Это надо переписать!" Ворошилов побледнел. Да, моему шефу, конечно, досталось бы... А мне сошло - за смелость.
– Какие качества в вашей работе важнее всего?
– Нужно обладать всем тем, чем обладает профессиональный музыкант, не говоря уж об абсолютном слухе.
Над столом висят микрофоны, у каждого игрока свой. И я, как на музыкальном инструменте, варьирую голоса: один могу приглушить, другой – усилить. Получается некая, что ли, мелодия, мелодия обсуждения. Главное в ней – многоплановость мыслей, переживаний, интонаций, тембров...
Но главное – умение представить, заранее "услышать" атмосферу того, что предстоит озвучивать. А еще – железные нервы! Знаете, что творится с нами перед эфиром? Минут за двадцать до начала игры у меня пульс – сто ударов, за пять минут – уже полтораста! А когда начинается передача, в это время пульс просто не поддается счету. Стресс невероятный!
Наталия Алексеевна Плуталова – дважды лауреат премии «ТЭФИ»:
победитель конкурса «ТЭФИ-2003» в номинации «Звукорежиссёр»
(за работу над программой «Что? Где? Когда?»);
победитель конкурса «ТЭФИ-2005» в номинации «Звукорежиссёр»
(за работу над программой «Жизнь прекрасна»).